МАРИНА ЧЕРНОВА
Особенности общения дошкольников со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения дошкольников со сверстниками.
Очевидно, что общение с ровесниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп его развития. Его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Общение со сверстниками – деятельность, свободная от влияния взрослых. Эта деятельность впервые появляется в дошкольном детстве. Оно конечно же отличается от общения ребенка с взрослым и прежде всего тем, что коммуникативные действия разнообразнее и интереснее по взгляду ребенка. В общении со сверстником можно наблюдать и замечать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении с взрослыми. Дети, общаясь друг с другом, могут стать действительно равными партнерами. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это мерка, позволяющая оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества, которые не всегда раскрываются в общении с взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается большое количество эмоциональных откликов, которые в несколько раз превышают эмоциональные всплески при общении с взрослыми. Это и негодования и радость, нежность, гнев и т. д.
Темочки:
При общении со сверстниками, дошкольники используют самые неожиданные действия. Им присуща особая раскованность, непосредственность, что является отличительной чертой детского общения.
Еще одна особенность детского общения – преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное высказывание, а инициативу сверстников, как правило, он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, и непонимания. Вот именно здесь большую роль и положительный пример должен внести взрослый, своим реальным примером в семье или в детском саду. Необходима целенаправленная организация детского общения, учить ребенка высказывать свои желания, задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности. Основное правило – отражать чувства и желания ребенка и при этом не ущемлять достоинства и интересы другой стороны.