Тырданова Нина Николаевна
Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи
Знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Проявляя самостоятельность и инициативность, наблюдая и обследуя, он существенно расширяет свой чувственный и сенсорный опыт. Непосредственное участие взрослого в этом процессе способствует воспитанию у дошкольника потребности и интереса к познанию окружающего, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Темочки:
Важное место в развитии дошкольника отводится обучению началам математики, главная цель которого не только научить умению считать, узнавать цифры и геометрические фигуры, но и вырастить человека, умеющего думать, хорошо ориентироваться во всём, что его окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, принимать самостоятельные решения. Особая роль для правильного развития ребёнка отводится обучению пространственным представлениям, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. При помощи взрослого ребёнок усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки и др. Всё это способствует развитию пространственного воображения, закладывает основы логики и мышления. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Несформированность этих понятий к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении ребёнком школьных навыков.
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей :
• конкретно-чувственный характер: ребёнок ориентируется на своём теле и всё определяет относительно собственного тела;
• самым трудным для ребёнка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;
• относительный характер пространственных отношений : чтобы ребёнку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
• дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
• легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребёнка.
Математические представления у детей, имеющих нарушения речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, однако их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Классифицируя геометрические фигуры, они могут определить форму предметов, однако испытывают трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Наблюдается также отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Своевременно проводимая работа по коррекции речевого развития и познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи в процессе обучения их математике, позволяет в будущем не только «догнать» своих товарищей, но и воспитать уверенность в своих силах. Особая роль в умственном развитии детей отводится умению ориентироваться в окружающем пространстве. Это находит своё отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Определяя направление в пространстве, ребёнок прежде всего соотносит его с определенными частями собственного тела: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, впереди — где лицо, сзади — где спина, справа — где правая рука, слева — где левая рука. Ориентировка на собственном теле является исходным в освоении ребенком пространственных направлений.
Наблюдения показали, что дети с нарушением речи допускают ошибки в осознании направлений «влево – вправо», им трудно различать правую и левую руку. Иногда даже старшие дошкольники на вопрос : «Где твоя правая рука?» не всегда сразу могут ответить. Поэтому следует актуализировать знания о правой и левой руках. Большую помощь в этом оказывает простая детская игра «Тётя Мотя». Играть в неё можно и стоя, и сидя. Проговаривая слова, дети одновременно показывают названную часть тела.
Тётя Мотя.
У тёти Моти четыре сына.
Они не ели, они не спали,
А повторяли одни слова:
-Правая рука! Правая рука!
У тёти Моти четыре сына.
Они не ели, они не спали,
А повторяли одни слова:
-Левая рука! Левая рука!
У тёти Моти четыре сына.
Они не ели, они не спали,
А повторяли одни слова:
-Правая нога! Правая нога! и т. д.
Выполнение игровых заданий математического содержания развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и память дошкольников. Все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.
Ориентировка в пространстве на листе бумаги у многих детей с нарушением речи вызывает определённые трудности. Например, в игре «Расскажи про свой узор» необходимо назвать предмет, находящийся в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д. Долгое замешательство дошкольника говорит о том, что ему трудно мысленно перенести «схему собственного тела» на плоскость листа. В этом случае лучше воспользоваться приёмом контактной близости - предложить ребёнку положить руки с двух сторон листа. Правая рука – вдоль правой стороны листа, левая – вдоль левой. Такое взаимодействие поможет быстро распознать местоположение предмета. Постепенно старшие дошкольники начинают ориентироваться в пространстве от любого предмета, т. е. наблюдается переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета к системе отсчета со свободным размещением точки.
Велика роль пространственных восприятий, представлений и умений в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, творческих способностей, в овладении большим словарным фондом и грамматическими формами языка.