Снежана Ванина
Программа дополнительного образования «Овладение элементарными умениями и навыками игры на блокфлейте»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Овладение
элементарными умениями и навыками игры
на блокфлейте»
Автор-составитель:
Ванина Снежана Викторовна –
музыкальный руководитель
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 2 года
г. Дудинка, 2022
Пояснительная записка
Темочки:
Программа дополнительного образования «Овладение элементарными умениями и навыками игры на блокфлейте» далее «Программа», разработана на основе и с учетом ФГОС ДО.
Программа направлена на приобретение обучающимися элементарных знаний, умений и навыков игры на блокфлейте, развитие индивидуального и ансамблевого исполнительства, получение эстетического воспитания и духовно-нравственное развитие ребенка.
Актуальность в разработке данной программы является недостаток освоения детьми дошкольного возраста детских музыкальных инструментов. Музыкальная деятельность в детском саду предусматривает обучение детей пению, слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, движения в музыкальных играх и плясках, обучение игре на элементарных детских музыкальных инструментах. Такой вид деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах остается довольно примитивной. При игре на них, обучающиеся стукают, гремят, дудят, ударяют в барабаны, просто простукивая или просвистывая под аккомпанемент музыкального руководителя. Практически в этой игре нет особого звуковедения или выученной мелодии, и случается это довольно редко.
В процессе освоения Программы у ребят улучшается качество пения, качество музыкально-ритмических движений, они чище поют и чётче воспроизводят ритм. Проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Направленность Программы: художественно – эстетическая.
Инновация программы заключается в том, что ребенок не только учится ритмично стучать по инструментам и ритмично дуть в музыкальный духовой инструмент, но и освоить элементарные навыки игры на музыкальном инструменте: знание музыкальной грамоты (нот, музыкальных терминов, элементарных популярных мелодий. И все это в простой, интересной и доступной форме.
Обучаясь игре на блок флейте, ребенок открывает для себя мир музыкальных звуков и начинает осознаннее различать красоту звучания других инструментов.
Блок - флейта является прекрасным средством не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Цель программы: овладение элементарными умениями и навыками игры на блокфлейте.
Задачи:
• знакомство с музыкально-педагогической инновационной деятельностью: блокфлейта как средство развития музыкальных способностей, межличностных отношений, сохранения здоровья;
• приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры;
• развитие у детей художественного вкуса;
• развитие у детей интереса к музыке как искусству;
• освоение музыкальной грамоты и терминов.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Срок реализации программы – 2 года. Занятия осуществляется два раза в неделю, продолжительностью 30 минут (= 1 час): одно занятие – групповое и одно занятие – индивидуальная работа с отстающими детьми. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Индивидуальные занятия и занятия в духовом оркестре (ансамбле) дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии, а именно:
• удовлетворение в эмоциональном плане;
• формирование ответственности за правильное исполнение своей партии, собранности, сосредоточенности;
• воспитание воли и упорства в достижении поставленной задачи;
• преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах;
• знакомство с различными шедеврами классической музыки;
• осознанное желание продолжить обучение на инструменте или перейти на более сложный инструмент (флейта, кларнет, саксофон, труба, гобой).
Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения:
• Форма проведения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); наглядный (наблюдение, демонстрация); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
• Форма подведения итогов, определение результата: выступление на утренниках или открытых занятиях.
Для более детального рассмотрения достигнутых результатов на начальном и завершающем этапе проходит диагностика элементарных знаний и умений по игре на блок-флейте у детей.
Диагностика осуществляется в четыре этапа: I этап – в начале учебного года, II этап – в конце учебного года, III этап – в начале второго учебного года, IV этап – в конце второго учебного года.
Первый год обучения
Знания
История создания инструмента. Устройство инструмента. Аппликатуру левой и правой руки 1-ой октавы. Знание нотного стана и названия нот. Знание длительностей: целая, половинная, четверть, восьмая.
Умения
Исполнительская поза и исполнительское дыхание. Гамму «до мажор» и «соль мажор». Исполнять элементарные мелодии от трех до семи звуков.
Учебно – тематический план 1 год обучения
№ Название раздела
Количество часов (мин)
всего теория практика
1 ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С БЛОКФЛЕЙТОЙ 4.00 1.00 3.00
2 РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ 4.00 1.00 3.00
3 РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ НА ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ 4.00 1.00 3.00
4 РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ 4.00 1.00 3.00
5 ШТРИХИ. ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ 4.00 1.00 3.00
6 ТОН ФА-ДИЕЗ (Fis) 4.00 1.00 3.00
7 ТОН СИ (В) ДВУМЯ ПРИЕМАМИ АППЛИКАТУРЫ 4.00 1.00 3.00
8 ТОНЫ ДО (С) И РЕ (D) ВТОРОЙ ОКТАВЫ 4.00 1.00 3.00
9 ТОН СИ- БЕМОЛЬ (Вes).
ТОН ДО-ДИЕЗ (Cis) ВТОРОЙ ОКТАВЫ 4.00 1.00 3.00
ИТОГО
36 ч. 9 ч. 27 ч.
Второй год обучения
Знания
Знание названий и аппликатуры четырех гам: до, фа, соль, ре мажор. Знаки альтерации: диез и бемоль. Названия штрихов при исполнении (легато, стаккато, нон легато). Распознавание унисона, двухголосия и треголосия.
Умения
Извлечение длинных и коротких звуков, элементарных штрихов (легато, нон легато). Игра четырех гамм в восходящем и нисходящем движении. Игра в унисон. Расхождение на два и три голоса.
Учебно – тематический план 2 год обучения
№ Название раздела
Количество часов (мин)
всего теория практика
1 ТОНЫ СОЛЬ-ДИЕЗ (Gis) ИЛИ ЛЯ-БЕМОЛЬ (Aes) 4.00 1.00 3.00
2 ТОНЫ МИ (Е) И МИ-БЕМОЛЬ (Es) (ре-диез, Dis) ВТОРОЙ ОКТАВЫ 4.00 1.00 3.00
3 ИГРА НА БЛОКФЛЕЙТЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 4.00 1.00 3.00
4 СОПРОВОЖДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 4.00 1.00 3.00
5 УРОКИ-КОНЦЕРТЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 4.00 1.00 3.00
6 ВАРИАНТЫ АДАПТАЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛОКФЛЕЙТЫ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ 4.00 1.00 3.00
7 АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО 4.00 1.00 3.00
8 АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное) 4.00 1.00 3.00
9 АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (трехголосное) 4.00 1.00 3.00
ИТОГО
36 ч. 9 ч. 27 ч.
Содержание программы:
1 год обучения
Сентябрь
Тема: ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С БЛОКФЛЕЙТОЙ
Содержание: исторический экскурс, роль инструмента в системе композитор-исполнитель-слушатель и во взаимоотношениях учитель-ученик, этапы приспособления к блокфлейте: исполнительская поза, типы дыхания, положение языка, устройство инструмента, разборка, сборка, гигиенический уход. Значение пальчиковых игр в доинструментальный период.
Программное содержание:
• русская народная песня «Кукушечка»;
• русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени».
Октябрь
Тема: РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ
Содержание: Дыхание как основа исполнительского процесса. Упражнения на короткий, бесшумный вдох и ровный, долгий выдох. Игровая дидактика на развитие дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Программное содержание:
• украинская народная песня «Веселые гуси»;
• русская народная песня «Во поле березка стояла».
Ноябрь
Тема: РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ НА ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ.
Содержание: Тоны си, ля, соль. Импровизация народных мелодий на 1-3-х звуках. Пальчиковые игры, как подготовительный этап к игре на блокфлейте.
выступление на утреннике или открытом занятии.
Программное содержание:
• Л. Бекман «В лесу родилась Елочка».
Декабрь
Тема: РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ.
Содержание: Тоны фа, ми, ре, до. Импровизация народных мелодий на 3-х- 5-ти звуках.
Программное содержание:
• Е. Красева «Елочка»;
Январь
Тема: ШТРИХИ. ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ.
Содержание: Гамма С-dur. Работа в основном штрихе – legato. Поиск аппликатуры без зрительного контроля. Пальчиковые игры как средство лечебной педагогики.
Программное содержание:
• чешская народная песня «Пастушок»;
• Витлин В. Кошечка.
Февраль
Тема: ВАРИАНТЫ АДАПТАЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛОКФЛЕЙТЫ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ.
Содержание: Гамма G-dur с перенесением на ре первой октавы. Исполнение в различных метро-ритмических пульсациях. Начало разбора и проигрывание элементарных мелодий.
Программное содержание:
• русская народная песня «Как под горкой»;
• белорусская народная песня «Перепелочка».
Март
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.
Содержание: Первый способ - закрытое отверстие снизу и закрытое отверстие вторым пальцем левой руки. Второй способ - закрытое отверстие снизу и закрытые отверстия вторым и четвертым пальцами левой руки.
Программное содержание:
• Г. Гладков «Песенка Львенка и Черепахи».
Апрель
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное)
Содержание: Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая. Упражнения и пьесы с данным сочетанием аппликатур.
Программное содержание:
• чешская народная песня «Аннушка».
Май
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (трехголосное)
Содержание: Два варианта аппликатуры в соединении си-бемоль – до (второй октавы). Овладение технологией соединения двух звуков.
Программное содержание:
• английская песня «С днем рождения» («Happy birthday»).
2 год обучения
Сентябрь
Тема: ТОНЫ СОЛЬ-ДИЕЗ (Gis) ИЛИ ЛЯ-БЕМОЛЬ (Aes).
Содержание: Аппликатура. Гамма D-dur. Упражнения и пьесы, содержащие тон до-диез. Закрепление аппликатуры на материале упражнений и пьес в различных ритмических комбинациях.
Программное содержание (повторение пройденного материала):
• русская народная песня «Кукушечка»;
• русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»;
• украинская народная песня «Веселые гуси»;
• русская народная песня «Во поле березка стояла»;
• Л. Бекман «В лесу родилась Елочка»;
• Е. Красева «Елочка»;
• чешская народная песня «Пастушок»;
• Витлин В. Кошечка;
• русская народная песня «Как под горкой»;
• белорусская народная песня «Перепелочка»;
• Г. Гладков «Песенка Львенка и Черепахи»;
• чешская народная песня «Аннушка»;
• английская песня «С днем рождения» («Happy birthday»).
Октябрь
Тема: ТОНЫ МИ (Е) И МИ-БЕМОЛЬ (Es) (ре-диез, Dis) ВТОРОЙ ОКТАВЫ.
Содержание: Аппликатура левой руки – тон ля, при открытом отверстии с обратной стороны блокфлейты. Закрепление аппликатуры на материале упражнений и пьес в различных ритмических комбинациях.
Программное содержание:
• Л. Бетховен «Сурок»
Ноябрь
Тема: ИГРА НА БЛОКФЛЕЙТЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Содержание: Ровность звучания благодаря середине диапазона блокфлейты.
Программное содержание:
• русская народная песня «Ой, мороз, мороз».
Декабрь
Тема: СОПРОВОЖДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Содержание: Урок блокфлейты в сочетании с видеофильмом. Моделирование урока музыки в разделах «пение», «слушание», «движение» и т. д.
Программное содержание:
• А. Зацепин «Песенка о медведях».
Январь
Тема: УРОКИ-КОНЦЕРТЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Содержание: Ансамблевое исполнение. Принципы подбора аккомпанирующего состава инструментов.
Программное содержание:
• Русская народная пеня «Из-за острова на стрежень».
Февраль
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКФЛЕЙТЫ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ
Содержание: Музицирование разученных мелодий.
Проограммное содержание:
• русская народная песня «Ой, мороз, мороз».
• А. Зацепин «Песенка о медведях».
• Русская народная пеня «Из-за острова на стрежень».
Март
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Содержание: Анализ. Заучивание наизусть. Коллективная игра на блокфлейте, как средство развития толерантного взаимоотношения.
Программное содержание:
• Обр. Б. Гребенщиков «Под небом голубым».
Апрель
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное)
Содержание: Виды исполнительства: от дуэта до группы, соло с группой и др. Исполнение разученного материала с элементами двухголосия.
Программное содержание:
• М. Красев «Топ-топ»;
• И. С. Бах «Песня».
Май
Тема: АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (трехголосное)
Содержание: Виды исполнительства: от дуэта до группы, соло с группой и др. Исполнение разученного материала с элементами трехголосия.
Программное содержание:
• М. Красев «Топ-топ»;
• И. С. Бах «Песня»;
• Обр. Б. Гребенщиков «Под небом голубым»;
• русская народная песня «Ой, мороз, мороз»;
• А. Зацепин «Песенка о медведях»;
• Русская народная пеня «Из-за острова на стрежень»;
• Л. Бетховен «Сурок».
Приложение №1
Методическое обеспечение программы
Диагностика элементарных знаний и умений игры на блок флейте у детей
Элементарные знания и умения при игре на блок флейте подразумевают собой следующие аспекты:
постановку амбушюра (правильное дыхание и положение тела при игре на инструменте);
знание аппликатуры (расстановка пальцев правой и левой рук на инструменте);
исполнение музыкальных произведений простой двух или трех частной формы в пределах 1,5 октав (от до первой октавы до соль второй октавы) и не больше 32 тактов с репризой (повторением музыкального предложения);
освоение простых гамм в диапазоне одной октавы: С dur, F dur, G dur, D dur;
эмоциональную отзывчивость на музыку;
темпо-метрический слух;
звуковысотный слух (ладово-регистровый мелодический и гармонический);
чувство музыкальной формы.
Цель диагностики — выявить степень потребности ребенка в игре на музыкальном инструменте (блок флейте) и его элементарные знания и умения при исполнении музыкальных произведений.
Диагностика проводится в 4 этапа:
1 год обучения: I этап – в начале учебного года, II этап – в конце учебного года;
2 год обучения: III этап – в начале учебного года, IV этап – в конце учебного года.
I этап
Преподаватель наблюдает за степенью интереса к инструменту и освоения первичных навыков в игре на инструменте:
ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С БЛОКФЛЕЙТОЙ;
РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ;
РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ НА ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ;
РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ.
II этап
Ведется наблюдение за правильным исполнением на инструменте.
ШТРИХИ. ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ;
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ;
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО;
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное).
III этап
Преподаватель наблюдает за правильным исполнением более сложных нот и произведений:
ТОНЫ СОЛЬ-ДИЕЗ (Gis) ИЛИ ЛЯ-БЕМОЛЬ (Aes);
ТОНЫ МИ (Е) И МИ-БЕМОЛЬ (Es) (ре-диез, Dis) ВТОРОЙ ОКТАВЫ;
СОПРОВОЖДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
IV этап
Заключительный этап, где ребенок проявляет себя как артист и показывает приобретенные навыки в игре на инструменте:
УРОКИ-КОНЦЕРТЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
ВАРИАНТЫ АДАПТАЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛОКФЛЕЙТЫ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ;
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО;
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное).
По степени сложности диагностика проводится по 10 бальной шкале в три уровня:
Ниже среднего – от 1 до 3 баллов (красный);
Средний – от 3 до 6 баллов (желтый);
Высокий – от 7 до 10 баллов. (зеленый).
Таблица диагностики I этапа
№ ФИО ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С БЛОКФЛЕЙТОЙ;
РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ НА ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ РАССТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ НА НИЖНЕЙ ЧАСТИ БЛОКФЛЕЙТЫ
Таблица диагностики II этапа
№ ФИО ШТРИХИ. ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное)
Таблица диагностики III этапа
№ ФИО ТОНЫ СОЛЬ-ДИЕЗ (Gis) ИЛИ ЛЯ-БЕМОЛЬ (Aes)
ТОНЫ МИ (Е) И МИ-БЕМОЛЬ (Es) (ре-диез, Dis) ВТОРОЙ ОКТАВЫ
СОПРОВОЖДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Таблица диагностики IV этапа
№ ФИО УРОКИ-КОНЦЕРТЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
ВАРИАНТЫ АДАПТАЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЛОКФЛЕЙТЫ В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (двухголосное)
Описание практической техники игры на блокфлейте
Cписок литературы
Психолого-педагогическая
1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология». М., 1999.
2. Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.
3. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.
4. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.
5. Василюк Ф. Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.
6. Грач Б. Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.
8. Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.
9. Ефимкина Р. П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.
10. Кременштейн Б. «Педагогика Г. Г. Нейгауза». М., 1984.
11. Лишин О. В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.
12. Ляховицкая С. С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.
13. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.
14. Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.
Репертуарный список
1. Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты
2. Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.
3. Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.
4. Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.
5. Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.
6. Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.