Олеся Дудина
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за безопасность, сохранение жизни и здоровья доверенных детей.
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью.
Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, уберечь и научить детей навыкам безопасного поведения в быту, на природе и на дороге.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности жизнедеятельности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во – первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.
Во – вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ определено в образовательной области:
Цель: Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи: информирования детей о правилах безопасного поведения в окружающей среде, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на дороге и на природе, а также дать представление о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Воспитательные общие понятия: воспитывать привычку и потребность вести себя в окружающей среде по правилам безопасного поведения в окружающем мире, формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни, закреплять полученные знания в области БЖД и ЗОЖ.
Воспитательные во второй младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Развивающие: развивать потребность заботиться о своей безопасности в окружающем мире, о своём здоровье, развивать физические качества у детей, развивать познавательные и мыслительные способности, внимание, воображение в области БЖД и ЗОЖ.
Интеграция образовательных областей.
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие».
Ход занятия:
Предварительная работа: Воспитатель и дети рассматривают рисунки и картинки с изображениями различных предметов в области БЖД и ЗОЖ.
В разделе Безопасность собственной жизнедеятельности.
Воспитатель во второй младшей группе: Знакомит с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировать навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
В разделе: «Безопасность на дорогах».
Воспитатель: Во второй младшей группе: Рассказывает, как расширить ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Развивать умения различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого).
При организации образовательного процесса важно:
Составление перспективного плана по ОБЖ на год;
Анализ работы с детьми по ОБДЖ для разработки технологических карт траектории развития ребенка.
Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.
Необходимо помнить то, чтобы все разделы программы были четко учтены в работе с детьми, иначе дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:
Занятия, игры – занятия;
Праздники, развлечения, досуги;
Беседы;
Тренинги;
Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры;
Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
Заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
Отгадывание загадок, кроссвордов;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций по теме в альбомах;
Сбор фотоматериалов;
Просмотр видео фильмов;
Театрализованные представления и обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
Встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС);
Участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;
Мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
Работа над проектами.
Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности.
Условия создания предметно – развивающей среды
Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входит:
Оформление уголка безопасности, который содержит материалы: (план – схема района, где находится детский сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации т. д.);
Подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД.
Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно – пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.
Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность жизнедеятельности».
Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать выполнению задач образования детей.
Работа с родителями.
Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети – родители).
Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Формы работы с родителями:
Родительские собрания;
Круглые столы;
Консультации;
Семинары;
Дискуссии дни открытых дверей;
Оформление наглядной информации (папок – передвижек, стендов, родительских уголков);
Совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры – конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами;
Анкетирование родителей.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.
Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.