Вероника Лебеденко
Основные направления развития дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Лебеденко Вероника Дмитриевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»
г. Майкоп
" ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Проблемой дошкольного образования как отдельного звена в системе дошкольного образования занимались многие ученые. Отдавая должное научной и практической значимости работ многих авторов, важно отметить: тема модернизации образования дошкольного воспитания является недостаточно изученной в педагогике.
Публикация «Основные направления развития дошкольного образования» размещена в разделах
На сегодняшний день основной целью образовательной системы в сфере именно дошкольного образования есть предоставление доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность отвечает за возможностью выбора детского учреждения, а качество – возможностями и способностями каждого ребенка индивидуально по освоению предложенных программ.
Задачи улучшения дошкольного образования и воспитания требуют, по мнению Д. И. Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В нынешнее время трансформировались не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок. Одной из главных задач является формирование культуры познания. Необходимо приобщать ребенка к доступным средствам жизнедеятельности. Формировать у дошколят практические отношения к окружающему, воспитывать культуру общения.
Первой ступенью в образовании, конечно же, является дошкольное образование. Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в стране в восьмидесятых (конец) и девяностых (начало) годов 20 века, коснулись практически все стороны общественности, в частности и дошкольное образование. Сформировавшиеся недостатки в советской системе дошкольного воспитания и ее прямое противоречие новым концептуальным социально-экономическим действительностям обусловили разработку новой теории дошкольного воспитания. В этой теории первоначально был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные направления его развития.
Хочется отметить, что в своей позитивной части теория ориентировалась на прохождение недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка обозначалась авторитарность дисциплинарной и учебной модели педагогического процесса в дошкольных учреждениях, где педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, дети же в свою очередь обязаны были подчиняться требованиям программы и педагога. Альтернативой авторитарной педагогике стала, новая теория, которая включала в себя личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При данном подходе ребенок является не объектом обучения, а равным участником педагогического процесса.
Новая теория в качестве главных целей и задач дошкольного воспитания выделила следующие:
1. Укрепление и охрана здоровья детей. Важность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, ранимостью ребенка и физиологической незрелостью, подверженностью его к заболеваниям.
2. Гуманизация принципов и целей образовательной работы с детьми. Эта задача предполагает перенацеливание с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание индивидуальности дошкольного детства как важнейшего периода в жизни человека. Таким образом, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного “проживания” детьми этого периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности, конечно же, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого воображения ребенка.
4. Переход от зуновского примера образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Предыдущая система образования была направлена в целом на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, в первую очередь, развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и т. д. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать «необученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ личностной культуры, включающие в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, способ жизнедеятельности. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть реализована только при учете возраста детей.
Дошкольные образовательные учреждения на сегодняшний день в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно которому, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
· осуществление охраны жизни и здоровья детей;
·обеспеченье их интеллектуальному, личностному и физическому развитию;
· приобщение к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействие с семьей в интересах комплексного развития ребенка.
Совокупность данных задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.
К современному росту в развитии дошкольного образования, прежде всего, нужно отнести:
изменение и обновление его содержания;
вариативность;
гуманизацию;
укрепление правовых основ;
интенсивный процесс технического оснащения
системный подход к работе педагога.
Согласно с данной динамикой необходимо сформировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это — означает определить желаемую эффективность и продуктивность.
Изучая данную тему, можно сделать вывод, что дошкольное воспитание – это одна из важных предпосылок успешного развития личности в последующие годы, а это в свою очередь и есть тема моих дальнейших исследований.
Литература:
1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №11. С. 22-27.
2. Мигунова Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ. 2013. №74. С. 40-43.
3. https://government.ru/info/35559/
4.https://edu.gov.ru/national-project