Ледкова Наталья
Природа музыкального восприятия, как предпосылка формирования эстетических и нравственных основ личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «ЦО КУПАВИНСКИЙ, ЗДАНИЕ 2
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПОДГОТОВИЛ: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Н. В. ЛЕДКОВА
СТАРАЯ КУПАВНА, 31.05.2022 Г.
«Музыкальное воспитание детей - основа культуры народа» Д. Б. Кабалевский
Публикация «Природа музыкального восприятия, как предпосылка формирования эстетических и нравственных основ личности дошкольника» размещена в разделах
Музыка глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека его чувств, как язык чувств влияет на формирование нравственных и эстетических взглядов подрастающих поколений.
Однако бессмысленно говорит о воздействии музыки на духовный мир детей не умеющих по настоящему слушать музыку как содержательное искусство, несущее жизненные идеи и образы, выражающее мысли и чувства. Чтобы не только «слушать», но и «слышать», т. е. воспринимать и включать в свой личный жизненный опыт, общение с музыкой должно быть активным. Только при этом условии музыка сможет выполнять свою эстетическую, развивающую, познавательную и воспитательную роль. Это условие формирования творческой личности.
Вопрос, - как сделать восприятие музыки «активным», - стал основополагающим в моем педагогической работе.
Опираясь на научные открытия в области музыкального восприятия и исследования различных авторов этой области, я увидела ряд принципов:
Восприятие – это сотворчество. И каждый человек индивидуален. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования/декодирования информации. Поэтому на занятиях я стремлюсь индивидуализировать это восприятие, не приклеиваю штампа к музыкальному произведению. Я стараюсь лишь настроить на восприятие, и тогда каждый ребенок услышит в музыке что-то созвучное его индивидуальности.
Восприятие – синкретично.
Голос и слух едины в совместном развитии. Голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. В пении, так же, как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Известно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым. Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Поэтому, имеет смысл перед разучиванием музыкального произведения пропеть его основную интонацию, и тогда собственный голос поможет ребенку «услышать» и «воспринять» музыкальный образ. Особенно это важно для произведений с вариационной формой построения, когда мелодия претерпевает ладовые и жанровые изменения. Результаты анализа слуховых впечатлений необходимо с детьми проговаривать.
• Доказана связь слуха и зрения биофизиком П. П. Лазоревым (исследователь Курской аномалии) в 1905 году. На свету звуки кажутся сильнее. Человек описывает музыку в зрительных образах: светлая, прозрачная, мрачная, солнечная, блестящая, яркая, сильная, темная, тусклая. Конечно, создавать особое освещение на занятиях технически сложно. Но, все же некоторые возможности можно отыскать. Восприятие ярких, броских музыкальных образов можно усилить, включив свет, или выключить его (создать затемнение, зажечь свечу, если это возможно) при прослушивании камерной музыки. Использование дополнительных светящихся предметов (мигающих брелков, фонариков) там, где это уместно, вызывают в детях живой восторг. Есть песенки, например «Фонарик дружбы», где дети могут пускать по комнате солнечных зайчиков с помощью кусочков блестящей самоклейки. Известны примеры "цветового" восприятия музыки у великих композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не то, что слышит, но и то, что видит.
Цель - достичь того, чтобы ребёнок почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (т. е. способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего глазами в данный момент не видишь). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое необходимо человеку не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Помогает развить воображение (т. е. способности “внутри себя”, “мысленно” видеть и слышать, а также образное и ассоциативное мышления методом синтеза искусств, переплетение содержания одного вида искусства в другое:
музыка – живопись-дизайн
музыка -скульптура
музыка в движении -хореография
музыка - театр
музыка – литература -поэзия и т. д.
Результатом таких объединений являться: художественная визуализация прослушанного материала в виде рисунка, поделок, и т. п., подбор музыки и декораций для детского спектакля, объединение музыки и движений в хореографическую композицию.
С целью музыкального восприятия в пении, дополняю пение движениями: мы поем с ритмическим оформлением, с дирижированием (ребята сами рукой отмечают метрическую сетку песни во время исполнения, поем с выразительными жестами там, где это уместно.
"Ансамбль" этих ощущений имеет большое положительное значение, так, как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается для
Восприятие зависит от эмоционального состояния человека
Необходимо дать эмоциональный импульс, заинтересовать, увлечь интересной мыслью, фактом. Это может быть постановка проблемы, интересный факт создания произведения или случай из жизни композитора, необычный переход в музыке. В качестве механизма регуляции психического и эмоционального состояния использую элементы музыкотерапии на занятиях. Функциональная музыка может звучать фоном.
Таким образом музыкальное восприятие зависит от интонационно-слухового опыта и музыкальных способностей человека. С целью накопления интонационно-слухового опыта и развития музыкальных способностей, использую следующие формы работы :
• Вокально-интонационные упражнения
• Метроритмические упражнения
• Ритмические ансамбли
• Разучивание и исполнение попевок, вокализов и песен
• Слушание разнообразной музыки
Выводы:
• 1. Творчество невозможно без воображения, а основа воображения - внутренний слух и внутреннее зрение.
• 2. Эмоциональный отклик неразрывно связан с мыслительным процессом, формирующим личность.
• 3. Голос связан с речью, а речь – материальная основа мышления. Человек мыслящий умеет задавать вопросы, искать на них ответы, воспринимать и придумывать что-то новое.
Культура выступает как “фактор жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Необходимо расширить права искусства, предоставить ему достойного места в системе образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
2. Выготский Л. С. Психология искусства.
3. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
4. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.
5. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь»
6. Белобородова В. К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
7. Дмитриева А. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
8. Смирнов М. С. Эмоциональный мир музыки. М., “ Музыка. ” 1990 г.
9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. ,1996 г.
10. Усов М. В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
11. "Артпедагогика и арттерапия в образовании".
Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская.
12. Современные технологии музыкотерапии.
А. Гончаров.