Ожегова Татьяна Васильевна
«Осенние изменения на экологической тропе». Конспект занятия-экскурсии для детей с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенние изменения на экологической тропе»
(занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром
для детей среднего школьного возраста с ментальными нарушениями)
Цель: расширение представлений об объектах экологической тропы на территории интерната.
Задачи:
Образовательные:
- изучить представления детей о характерных признаках осени в неживой природе, используя изученные пиктограммы,
- показать взаимосвязь между неживой и живой природой на примере жизни растений,
Публикация «„Осенние изменения на экологической тропе“, Конспект занятия-экскурсии для детей с ментальными нарушениями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Признаки осени. Наблюдения на прогулке
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- продолжить формировать умение различать лиственные деревья (рябина, липа, береза, каштан, клен,
- изучить представления детей о хвойных деревьях (сосна, ель, лиственница,
- продолжить формировать умение отличать хвойные деревья друг от друга,
- познакомить детей с явлением листопада в природе (на примере липы,
- закрепить представление об основных частях дерева и куста,
- продолжить формировать умение различать дерево и куст.
Коррекционно-развивающие:
- развивать эмоционально-волевую сферу через формирование умения «ждать», познавательную деятельность через постановку проблемных вопросов, сравнений, сопоставлений; внимание через выполнение игровых упражнений, зрительную память через использование пиктограмм, сюжетных картинок; ориентацию в пространстве через выполнение односложных совместных инструкций.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к ней.
Наглядно-дидактический материал: пейзажные картинки времен года, пиктограммы, наборы картинок с изображением деревьев, осенние листья красного, желтого, оранжевого цвета.
Оборудование: доска с липучками.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам пришли гости. Я предлагаю провести наших гостей по экологической тропе и познакомить их с деревьями и кустарниками, которые растут на территории нашего интерната.
Игровая мотивация
На столе разложены картинки с изображением времен года.
Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые относятся к осени.
Дети отбирают картинки и называют время года Осень.
Воспитатель прикрепляет картинки к доске.
Коррекционно-развивающий блок
Участок № 1
Воспитатель: Ребята, с помощью пиктограмм, давайте уточним, какие изменения осенью происходят в неживой природе. Их 2-х предложенных пиктограмм дети выбирают одну, относящуюся к осени.
Пиктограммы показываю в следующей последовательности:
- Уменьшение светового дня
- Похолодание
- Осадки выпадают в виде дождя
Воспитатель прикрепляет пиктограммы к доске.
Вывод: Оттого, что на улице уменьшилось количество света, день стал коротким, похолодало, стало очень сыро, посмотрите, что происходит с травой и цветами (рассматриваем клумбу).
Дети: Трава пожелтела и засохла. Цветы отцвели, на них созрели семена.
Воспитатель предлагает посмотреть на деревья и кусты и назвать основные цвета осени (красный, желтый, оранжевый).
Воспитатель прикрепляет к доске листочки с этими цветами.
Вот какая картина осени у нас получилась.
Игра «Беги к тому, что назову»
Цель: уточнить названия деревьев, произрастающих на участке №1.
Воспитатель дает команду:
Раз, два, три –
К рябине беги
Раз, два, три –
Елку найди!
Дети подбегают и становятся около названных деревьев.
Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Воспитатель описывает деревья неправильно, дети его поправляют.
Воспитатель: Вот рябина. Рябина зимой и летом одним цветом. Она не сбрасывет листву.
А вот елка. Иголки желтеют и опадают. Елка зимой стоит голая, без иголок.
И ее сестричка сосна тоже зимой стоит без иголок.
Исследовательская деятельность
Дети подходят к лиственнице и обследуют ее.
Гладят ствол и определяют (гладкий он или шероховатый?
Трогают иголки и выясняют (мягкие они или колючие?
Определяют цвет (начала желтеть).
Вспоминают, лиственница – это хвойное или лиственное дерево?
Показываю пиктограмму «хвойное дерево». Прикрепляю к доске.
Дети называют особенности этого дерева (сбрасывает иголки).
Воспитатель предлагает пройти немного прямо и повернуть направо.
Участок №2
На нем посажена липовая аллея. Дети уточняют понятие «листопад».
Воспитатель: Ребята, Вы узнаете эти деревья?
Что случилось с липой? (сбросила листья)
Как называется явление в природе, когда деревья сбрасывают листья и готовятся к зиме? (листопад)
Детям предлагается походить по осеннему ковру из листьев и послушать громко или тихо они шуршат под ногами.
Воспитатель предлагает сравнить липу (дерево) и сирень (куст, которые растут рядом.
Проводим игру «Прохлопай, что это».
Воспитатель подходит к дереву, показывает пиктограмму «дерево».
Дети хлопают в ладоши один раз.
Воспитатель подходит к кусту, показывает пиктограмму «куст».
Дети хлопают в ладоши два раза.
Игра проводится во время перехода к третьему участку.
Участок №3
Останавливаемся около рябины и обследуем ее в следующей последовательности:
1)Кто узнал это дерево?
2) По каким признакам вы догадались, что это рябина? (по плодам)
3) Какой формы и какого цвета ягоды рябины? (круглые, красные или оранжевые)
4) Давайте разломим ягоду и посмотрим сочный или сухой плод у рябины? (сочный)
5) В какие цвета осень раскрасила листья?
6)Рябина – это хвойное или лиственное дерево?
Воспитатель показывает пиктограмму «лиственное дерево» и прикрепляет к доске.
Участок №4
Воспитатель показывает пиктограмму «хвойное дерево». Предлагает найти хвойные деревья и назвать их (елка, сосна).
Воспитатель показывает пиктограмму «лиственное дерево» и предлагает найти лиственные деревья (береза, каштан).
Воспитатель: Повернем направо и направимся к следующему участку.
Участок №5
Заключительный этап
Подведение итогов
Воспитатель: На этом участке заканчивается наша экскурсия по экологической тропе. Давайте вспомним, какие лиственные деревья мы встречали на экскурсии (пиктограмма «лиственное дерево»? Какие хвойные деревья мы встречали на экскурсии (пиктограмма «хвойное дерево»? Что происходит с лиственными деревьями осенью? Как называется явление, когда деревья сбрасывают листья?
Дидактическое упражнение «Найди дерево по картинке и по листьям»
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на дерево, изображенное на картинке и найти его на участке (рябина, береза, липа, каштан, клен).
Дети с воспитателем определяют форму листьев. Лист липы похож на сердечко; лист клена – на растопыренную ладонь; лист каштана – на зонтик и т. д.
Называют кустарник (золотая смородина).
Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия? Устали?
Похвалить детей за хорошую работу. Предложить собрать букет из осенних листьев и отправиться в группу.