Виктория Деньщикова
Конспект занятия в средней группе «Осенние деревья»
Тема: «Осенние деревья» (познавательное развитие)
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ
Основная образовательная цель
Познакомить детей с новыми деревьями
Новое знание = детское «открытие»
Существует дерево – рябина. Новые сведения о рябине
Какие понятия, способы, действия необходимо актуализировать
Знания о том, какие деревья дети знают.
Причина затруднения
Дети не знают, как выглядит рябина, ее листики и плоды
Цель деятельности по определению затруднения
Научить детей видеть причину затруднения
Задачи:
- закрепить знания детей о деревьях;
- развивать мышление;
- развивать любознательность и активность;
- учить детей видеть затруднение и уметь его преодалевать;
Оборудование: осенние листики, картинки с деревьями: клен, дуб, береза, рябина.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Ребята, мне сегодня утром позвонил Лесовичок и сказал, что лесники высадили в его лесу новые деревья, но он не знает все названия и просит вас ему помочь.
Хотите помочь Лесовичку? Сможете? (Да)
Хорошо.
2. Актуализация знаний и умений.
Скажите мне, какое сейчас время года? (осень)
Правильно – осень. Осень раскрасила все деревья яркими красками. Какими? (желтыми, оранжевыми, красными).
А какие деревья остались зелеными? (ели, сосны)
Какие вы молодцы!
А сейчас предлагаю вам превратится в листочки:
Мы листики осенние (показывают на себя)
На ветках мы сидели. (тянутся вверх)
Дунул ветер – полетели. (качают руками)
Мы летели, мы летели (опускают руки сверху вниз)
И на землю тихо сели. (садятся)
Ветер снова набежал и
Листочки все поднял. (встают)
Закружились, полетели (кружатся)
И на землю тихо сели. (присаживаются)
Ой, пока мы кружились играли, Лесовичок принес нам картинки деревьев, которые посадили лесники.
3. Затруднение в ситуации.
Давайте посмотрим.
Это, что за дерево? Как называется листок на этом дереве? Каким цветом они бывают осенью? А как называются плоды этого дерева? (дети обсуждают знакомые им клены, березу и дуб).
А это что за дерево (Рябина, но дети о ней ничего не знают).
А если чего то не знаешь, что нужно сделать? (спросить у того кто знает)
4.«Открытие» нового знания (способа действия).
Рассказ воспитателя о рябине.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая игра «Подбери листочек»
6. Осмысление.
Смогли вы помочь Лесовичку определить какие деревья высадили лесники? А почему смогли (узнали про новое дерево - рябину). Вы молодцы и Лесовичок вам очень благодарен за помощь.
Литература:
1. Тимофеева Л. Л. От лета до лета. Ребенок и окружающий мир. Альбом наблюдений. 4-5 лет. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний: Редакция БИНОМ ДЕТСТВА, 2019.
2. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Наш мир. Радость открытий. Как Аня и Дима узнали обо всем на свете. Ребенок и окружающий мир. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний: редакция БИНОМ ДЕТСТВА,2020.
3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М. : Сфера, 2011.
4. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Познавательное развитие. Ребенок и окружающий мир. Методические рекомендации к программе «Мир открытий». Средняя группа. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний: редакция БИНОМ ДЕТСТВА,2020.