Наталья Помпеева
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»
Помпеева Н. В. учитель-логопед
МБДОУ «Новоаганский
ДСПиО «Солнышко»
Организация эффективного взаимодействия с семьей ребенка является для учителя-логопеда одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности и в то же время одной из сложных сторон деятельности педагога.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, как организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
В системе дошкольного образования сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые принято считать традиционными. В чем же их особенности?
Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.
Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.
Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т. д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.
СЛАЙД
Анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
- родительские собрания оставляли родителей в роли пассивных слушателей
Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Однако в современных условиях модернизации дошкольного образования Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг
Актуальными становятся такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. И позволяют заинтересовать родителей работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы.
СЛАЙД Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Основными задачами, взаимодействия с родителями в течение учебного года, являются:
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
• Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
• Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Организация работы с семьёй ведё тся по направлениям: информационное и образовательное.
СЛАЙД Основные принципы организации работы с семьей :
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• Сотрудничество и партнёрство педагогов и родителей в воспитании детей;
• Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Организация взаимодействия педагога с родителями строится в несколько этапов
Слайд Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В. А. Петровскому).
1-й этап - "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап -"Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей :
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Организация работы логопеда ведё м по следующим направлениям:
Информационное просвещение:
- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
образовательное просвещение:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада
посредством организации досуговых мероприятий.
Формы работы с семьей.
Презентация дошкольного учреждения, логопедического кабинета
Консультация-пятиминутка логопеда ДОУ
Родители с удовольствием принимают участие в организации праздников
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму" (рассказать о приеме «Китайские иероглифы», "Итоги коррекционной работы за год".)
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
Хочу поделиться с вами наиболее удачными формами работы с родителями.
Информационное направление. В последнее время, особенно в процессе подготовки документов к ТПМПК, столкнулась с проблемой ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами и процедурой прохождения комиссии. Поэтому появилась необходимость проведения отдельной консультации на эту тему. Постепенно она переросла в своеобразный мини «Логопедический диктант» для родителей, который пока совершенствуется.
Письма родителей своим детям "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
Самым эмоциональным моментом в работе по информационному направлению стал фрагмент родительского собрания с написанием родителями писем своим детям. Тёплые слова детям, пожелания, рассказ о качествах ребенка вызвали необыкновенный отклик у детей. Некоторые из ребят даже прослезились от радости и несколько дней просили перечитывать послания родителей. Бумажные письма для детей оказались материальным воплощением любви родителей, которое можно подержать в руках, показать другу…
В настоящее время в дошкольном образовании активно приветствуются и используются разнообразные инновационные технологии.
Взаимодействие с родителями в форме квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной формой обучения в игре.
Обучение в формате игры – это замечательная возможность для педагогов творчески, интересно и увлекательно организовать жизнь своих воспитанников в детском саду и с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Квест-игра – это современная форма образовательной технологии в детском саду, которая создаёт благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности. Кроме того, формат игры пробуждает в детях командный дух, дети учатся принимать неординарные решения, а также взаимодействовать с окружающими людьми.
Клуб Отцов Любовь отца важна для ребенка также как и материнская любовь. Ведь от обоих родителей зависит, каким он вырастет. Только позитивный опыт взаимоотношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребенка во взаимоотношения более сложных уровней,его успешную социальную адаптацию.
Это побудило нас к созданию «Клуба отцов» для раскрытия и активного вовлечения креативного потенциала отцов в общее- воспитание детей.
Организация клуба отцов. Нельзя об этом объявить и сразу ждать положительно эффекта. Планировали психолого-педагогическое сопровождение и просвещение семей воспитанников так, чтобы родители имели возможность общаться не только с педагогами, но и со всеми сотрудниками ДОУ. В отдельное направление вывели работу с отцами. Во всех формах работы: собрания, круглые столы, диспуты, тематические мероприятия, дни здоровья, и пр. ведущая роль отводилась отцам. Были разработаны задачи и принципы взаимодействия учреждения и клуба отцов.
Заседания родительского клуба проходят в разных формах. Одно проходило в форме экономического КВН: «Сказка ложь, да в ней намек». логопед, осуществляла лексическую и литературную подготовку детей и родителей к мероприятию, проводила занятия в литературной гостиной для семей воспитанников. Всеобщее единение и удовольствие от происходящего действа испытывали и взрослые и дети. В конкурсе пословиц и поговорок о труде дети показали свою эрудицию и назвали на десяток пословиц больше, чем родители. И отцы были горды этим. Как сияли глаза каждого ребенка, когда он получал награду, держа за руку отца
Лого-встречи «ПроЛог» игры, обучение артикуляционной гимнастике…
Мастер-классы для родителей и детей : начинали с мелкой моторики делали куклу-хороводницу. По запросу родителей провели серию мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол
«Открой рот» Чемпионат по чтению вслух.
Это своеобразный конкурс по красивому чтению вслух «ОТКРОЙ РОТ». Создателем чемпионата «Открой рот» стал владелец новосибирского книжного магазина Михаил Фаустов, который привлекает с каждым годом все больше «спортсменов» со всех регионов России.
Наш чемпионат, конечно не всероссийский, но в нем приняли участие сотрудники детского сада и родители воспитанников. Чемпионат состоял из трех туров. В первом туре приняли участие все желающие. Во второй тур по оценкам жюри прошли не все. Строгое, но компетентное жюри, состоявшее из родителей воспитанников, сотрудников и представителя Новоаганской детской библиотеки выбрали наиболее эмоциональных чтецов.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детскородительские отношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Детский сад уникальное место и возможность близкого общения педагогов и родителей. От нас во многом зависит, как сложится школьная жизнь учеников и их родителей
Мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.