Татьяна Борисовна Суховерша
Организация воспитательного процесса в ГПД в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление воспитателя ГПД Суховерши Т. Б. на заседании
МО воспитателей ГПД 1.11.2016.
Целью духовно нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активностью, самостоятельностью, коммуникабельностью, развитием мотивационно- потребностной сферы.
Задачи духовно нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся :
Публикация «Организация воспитательного процесса в ГПД в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающегося выполнять собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих;
формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и неживой природы;
формирование способности к преодолению трудностей, развитие мобильности;
формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических ценностей; культуры поведения;
формирование навыков организации и сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;
формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, нарушенному зрению, здоровому образу жизни.
Направления духовно-нравственного развития
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей школе; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; знание своих прав и обязанностей.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; социальные контакты; общение, самопознание, знания о другом человеке, самостоятельность, независимость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям; забота о старших
и младших; физическое и психическое здоровье, физическое самосовершенствование; стремление к здоровому образу жизни; нравственное здоровье; охрана нарушенного зрения, социально-бытовая активность; социально-бытовая независимость, мобильность.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду и творчеству; настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового.
- Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; чувство нового.
- Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; чувство нового.
Основное содержание духовно нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся :
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях, важнейших событиях истории России, о её народах;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта, в котором находится образовательная организация;
- начальные представления слабовидящих обучающихся о своих правах и обязанностях;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, села;
- любовь к образовательному учреждению, своему городу, селу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- позитивное, доверительное отношение к окружающим;
- негативное отношение к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
стремление к социальным контактам, социально - бытовой активности и независимости;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи;
стремление к проявлению волевых усилий; к преодолению иждивенчества;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления о профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) :
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) :
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Реализация программного содержания духовно-нравственного развития, воспитания требует от образовательной организации создания необходимых условий, обеспечивающих включение слабовидящего обучающегося в разные виды деятельности, что создает основу для деятельностного освоения обучающимися базовых национальных, нравственно-этических, эстетических ценностей.
В тоже время, в программу должны быть включены мероприятия, способствующие интеграции слабовидящих обучающихся в широкий социум.
В качестве таких мероприятий выступают:
участие в творческой деятельности, творческих конкурсах;
освоение навыков творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов, на практике;
расширение кругозора о жизни широкого социума;
знакомство с деятельностью различных организаций и сотрудничество с ними;
участие в экскурсиях для ознакомления с различными видами труда, профессиями;
участие в игровых ситуациях, позволяющих познавать различные профессии;
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы;
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов;
посещение конкурсов и фестивалей;
получение первоначального опыта самореализации в доступных видах творческой деятельности.
Условия эффективной реализации программы
Педагогическое взаимодействие различных социальных субъектов (семья, организации дополнительного образования, культуры, спорта) при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации; учет положительного опыта семейного воспитания и использование его в учебном процессе;
Формы: родительские собрания, родительские конференции, собрания-диспуты, родительские лектории, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, воскресные школы, педагогические тренинги идр.
Планируемые результаты духовно – нравственного развития:
- расширение, обогащение духовно-нравственных представлений, нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слабовидящих обучающихся, что проявляется в: воспитании любви к своей Родине, любви к своей стране, городу, (родному краю);
- воспитании любви к своему национальному языку, культуре;
В- сформированности основ нравственного сознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства;
сформированности основ нравственного поведения в обществе, т. е. умение придерживаться в своём поведении освоенных моральных норм;
воспитании позитивного отношения к семье в жизни человека, знание традиций российской семьи;
воспитании уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
воспитании трудолюбия, усердия;
воспитании положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, интереса к взаимодействию с миром живой и неживой природы;
развитии чувства прекрасного, развитии умения находить прекрасное в окружающей жизни и самореализовываться в доступных видах художественной деятельности;
сформированности культуры поведения (вербальной и невербальной);
развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимании чувств других людей и сопереживании им;
развитии потребности в двигательной активности, участии в предметно-практической деятельности (социально-бытовой, ориентировочной и др.);
воспитании бережного отношения к своему здоровью, своей сенсорной системе, в том числе к нарушенному зрению.
Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании слабовидящих обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные, способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.