Екатерина Емельянова
Мастер-класс по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами
«Организация развивающей предметно-пространственной среды к ООД»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ детский сад № 21, г. Новороссийска
Емельянова Е. Н.
Цель мастер-класса : повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Развивать умения педагогов использовать теоретические знания в практической деятельности по организации РППС, в условиях реализации ФГОС ДО.
Темочки:
2. Создавать условия для самореализации педагогов, проявления творческой активности, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды образовательной деятельности».
-Все мы знаем, что одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.
- Уважаемые педагоги, как часто, готовясь к ООД, Вы меняете развивающую предметно - пространственную среду?
-С чем это связано?
- Как часто происходят изменения в РППС, с целью организации ООД!
(Если большинство меняет на каждое занятие, то) :
-большое спасибо за Ваши ответы. Я рада, что в Вы знаете о том, что, РППС должны касаться каждого занятия, но:
- В своём детском саду я столкнулась с тем, что педагоги не всегда меняют РППС к ООД.
(Если меньшинство меняет на каждое занятие, то) :
- И я, В своём детском саду я столкнулась с тем, что педагоги не всегда меняют РППС к ООД
- На данном мастер классе мы предлагаем Вам попробовать решить эту проблему.
-В зале заранее подготовлены конспекты занятия по экспериментальной деятельности. Тех, у кого в руках оказался конспект (Приложение 1) прошу пройти за столы. Мне понадобится Ваша помощь.
Работа фокус группы
А) Перед Вами на столах лежат ватманы, на которых Вы в таблице отобразите те изменения в РППС, которые считаете необходимыми в соответствии с представленным конспектом ООД.
В помощь Вам представлены памятки, на которые Вы можете опираться:
Б) критерии занятия по ФГОС (Приложение 2)
В) принципы организации РППС (Приложение 3).
В Вашем распоряжении 7-8 минут
Работа с залом.
- Уважаемые коллеги, чтобы Вы не загрустили, пока ваши коллеги работают, предлагаю игру «Найди ошибки». (Фотографии с изображением РППС. Приложение 4)
Вы нашли у себя на стульях разноцветные смайлики. Прошу Вас разделиться на группы по цветам. Каждой группе предоставляется фото с изображением интерьера РППС. Внимательно рассмотрите фото. Вам необходимо найти ошибки в организации развивающей среды. Обоснуйте свой ответ. На выполнение задания – 3- 4 минуты.
(Если фокус группе понадобится дополнительное время, с залом можно поиграть в игру,Слова по смыслу". Педагогам зачитывается предложение, где отсутствуют некоторые слова, игрокам необходимо вставить слова по смыслу, которых не достаёт в тексте.
(Речь пойдёт об особенностях РПП среды. Приложение 5).
- А теперь слово фокус – группе.
- Коллеги, Вам необходимо было согласно критериям организовать РППС для данного занятия. Расскажите, что у Вас получилось?
- Что общего получилось у каждой группы при организации РППС?
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Есть ли отличия организации РППС?
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Возникали ли у Вас трудности при организации РППС к данной деятельности? Если да, то какие?
- Если нет, то что помогло избежать трудностей?
Вывод: Уважаемые коллеги! Конечно же изменения РППС необходимы при организации каждой ООД с детьми дошкольного возраст. Так как мы решаем в ходе ООД разные воспитательные, образовательные, развивающие задачи.
Спасибо вам большое за участие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы «Снежная лаборатория»
Цель педагога: способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель ребенка: научиться делать искусственный снег.
Задачи:
- познакомить со способом изготовления искусственного снега;
-поддержка детского любопытства;
-развитие детского интереса, целенаправленности;
- воспитывать умение работать дружно, договариваться в процессе труда, сотрудничеству, радоваться полученному результату.
Планируемый результат: развитие знаний у детей в познавательно-экспериментальной деятельности, умение делать искусственный снег.
Ход занятия:
Воспитатель включает видеозапись прогноза погоды, в котором ведущая говорит о том, что на Кубани никак не наступят холода.
Дети подходят к экрану и смотрят видеозапись.
Воспитатель: Никак у нас не наступят холода и не пойдет снег. Хотелось бы вам немного волшебства?
Ответы детей:
Воспитатель: Мы могли бы сделать снег самостоятельно?
Ответы детей:
Воспитатель: А как?
Ответы детей:
Воспитатель: А из чего?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вот совпадение, на детском канале «Карусель» есть передача «Лабораториум». В этой передаче показывали как сделать искусственный снег. Посмотрим?
Ответы детей:
Воспитатель включает видеозапись программы «Лабораториум», в которой ведущая подробно рассказывает как самостоятельно сделать искусственный снег.
Воспитатель: Ну что? Попробуем и мы сделать снег?
Ответы детей.
Воспитатель: Но для начала давайте вспомним, что же нам понадобиться?
Дети вспоминают необходимый материал для экспериментирования. Воспитатель: Теперь мы знаем, что нам понадобиться? Предлагает отправиться в снежную лабораторию.
Дети идут в уголок экспериментирования и самостоятельно выбирают необходимый материал.
Начинается эксперимент.
После того, как дети сделали искусственный снег, воспитатель предлагает
выйти на улицу и украсить детский сад снегом.
Дети выходят на улицу.
Рефлексия:
Воспитатель: Нам сегодня так хотелось волшебства, а что мы для этого сделали? Какой материал мы использовали? Какой получился снег? Были трудности? Вы смогли бы сами научить кого-то?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организация РППС к образовательной деятельности по ФГОС (пользуясь критериями)
Критерии
1 Мотив
2 Свобода выбора, планирование
3 Субъект – субъектные отношение
4 Самостоятельность детей в деятельности
5 Поддержка инициативы
6 Наличие условий для взаимодействия
7 Рефлексия
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Принципы организации РППС
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
• Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
• Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
1. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать С…. (ПЕДАГОГАМИ) И СО (СВЕРСТНИКАМИ, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
2. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного (УЕДИНЕНИЯ) дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. (СТАРШИМИ) среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
4. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:….(РАБОЧАЯ, АКТИВНАЯ, СПОКОЙНАЯ)
5. Система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей это…. (предметно-развивающая среда);
6. Весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. это центр (сюжетно-развивающих игр);
7. Конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
8. Мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
9. Удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
10. Воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
11. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
12. Перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).