Герасимова Татьяна
Организация развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания дошкольников».
Подготовила воспитатель высшей категории
Герасимова Т. А
Г. Новосибирск-2019
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в целенаправленном формировании:
• развёрнутых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязях;
• бережного отношения к природе;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
Основную цель экологического воспитания в дошкольном образовании можно определить как формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
воспитание гуманного отношения к природе;
формирование основ экологического мировоззрения;
расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
развитие у детей познавательного интереса, умений анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, предвидеть последствия человеческого воздействия на объекты природы;
привлечение детей к экологически ориентированной природоохранной деятельности.
Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания детей дошкольного возраста, в свете требований ФГОС, более полно можно реализовать через:
• взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а такжеприменение семейного опыта в вопросах экологического воспитания;
• создание на территории ДОУ внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, птичья столовая)
• создание в группе природного центра и др. зон активности (экспериментирования, путешествя, центр неживой природы и др.)
• организацию исследовательской, природоохранной, трудовой деятельностис и сочетать их с игровыми ситуациями;
• организация практических мероприятий : творческие мастерские, экологические акции, проведение экологических игр и т. д.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ необходимо помнить, что она должна создавать условия для:
познавательно-речевого развития ребенка (создание условий для экспериментированию с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и не живой природы, усиление интереса к явлениям природы)
формирования нравственных качеств ребенка, экологически грамотного поведения детей.
эколого-эстетического воспитания (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира)
оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьера, игрушек, грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе)
экологизации различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, театрализация и т. п.)
Кроме экологических пространства-групповых уголков природы, комнат природы, огорода, сада на участке, в ДОУ могут быть организованы новые формы таких пространств: экологическая тропа, мини-ферма, кабинет природы.
Экологическая среда в группе детского сада должна включать в себя несколько центров
«Центр экспериментирования»
- соль, сахар, материалы для изучения свойств воды, красители (изучение свойств воды)
-телефоны, колокольчики, нетрадиционные материалы, увеличительные стёкла,зеркала (мир звуков, свет)
-материалы для детского эксперементирования (пробирки, пипетки различные ёмкости, ватные диски. т. п.)
- материалы для изучения свойств магнита
-образцы глины, песка, камней.
«Центр природы»
Уголок природы в дошколных группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками
Комнатные растения постоянные обитатели. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью- это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой- это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдений. Весной – это ящики с рассадой для огорода, букеты весенних первоцветов.
А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, круговорот воды в природе и т. д.
Уголок природы так же может включатьв себя и другие элементы, материалы и пособия, например:
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- гербарии, поделки из природного материала;
- дидактическими играми («Времена года», «Кто где живёт»,мемо- карточки «Чудеса природы», Лэп-буки и т. д.);
- наглядно-дидактическими пособиями из серии «Комнатные растения», «Аквариум и его обитатели», «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.)
- моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т. д.);
- макетами природных и климатических зон («Пустыня», «Обитатели морских глубин»,«Север», «Лес»);
- аудиозаписи со звуками природы.
«Центр воды и песка»
Должны быть подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.
«Экологический театр «Природа и мы»
Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.
«Галерея и мини-музей»
Природные объекты в детском творчестве, детско-родительские творческие и исследовательские проекты, ттематические выставки детских работ.
«Библиотека природы»
Можно собирать библиотеку, в которой будут представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных.
Подборка книг и журналов природоведческого характера. Физическая карта России, компас и глобус. научные фильмы, видео и аудиоматериалы.
«Территория детского сада»
Территория детского сада должна быть представлена различными породами деревьев и кустарников. На территориии обязательно есть огород, цветник, экологическая тропа.
На территории детского сада необходимо разместить природоохранные знаки, которые составляются вместе с детьми во время экологических занятий. Экологическая тропа используется для организации деятельности с детьми поэтому она так же относится к развивающей экологической среде.
Наиболее эффективным экологическое воспитание ДОУ будет при использования разнообразных форм, взаимодействия с детьми таких как:
-создание проблемных ситуаций
-опытническая деятельность
-беседы природоведческого характера
-использование природных материалов
- проектная деятельность
-дидактические игры
-систематизированные наблюдения
-интегрированные занятия
-организация походов и экскурсий
-природоохранные акции
- проведение праздников и досугов
-трудовая деятельность по уходу за объектами природы
-занятия на экологической тропе.
В целом в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. эколизацию различных видов деятельности ребенка.
Созданная таким образом эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.
Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
-С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева»Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» 2012 г.
О. А. Воронкова «Добро пожаловать в экологию» Издательство» Детство- Пресс» 2004 г.
Н. Н Кондратьева «Программа экологического образования» Издательство»Детство- Пресс» 2000г.
-Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 144с.
-Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.