Наталья Рифель
Организация работы с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направлениях : работа с детьми, педагогами, родителями.
Публикация «Организация работы с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Обучая воспитанников правилам дорожного движения, педагоги ДОУ используют все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, возникшей на дороге, наблюдения, экскурсии по улицам города, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения, настольные и дидактические игры. Кроме этого, полученные знания закрепляются детьми в играх, викторинах, развлечениях, соревнованиях.
В нашем ДОУ игровые занятия по изучению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города проводятся во всех дошкольных группах: начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. При планировании и организации работы в данном направлении воспитатели учитывают требования образовательной программы и возрастные особенности детей. В связи с этим в каждой возрастной группе решаются различные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «тротуар», «дорожные знаки», продолжают закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. У старших дошкольников воспитывается культура поведения на улице и в транспорте. В этом возрасте дети знакомятся с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход», «Дети», «Пешеходная зона», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен». Для этого воспитатели используют:
- Целевые прогулки «Улицы моего города», «Дорожные знаки»;
- Рассказ о правилах безопасного перехода улиц;
- Просмотр тематических мультфильмов, театрализованных представлений о правилах дорожного движения;
- Сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;
- Игры на настольном перекрестке, макете городских улиц;
- Рассматривание картин «Улицы города», «Городской транспорт»;
- Рисование на тему «Улицы нашего города»;
- Дидактические игры «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;
- Проведение совместного с родителями досуга «Осторожно, дети».
-Консультация для родителей.
-Книжки передвижки с познавательным материалом.
Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в раннем возрасте. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача - донести информацию по ПДД не только до детей, но и до их родителей. С этой целью в группах ДОУ организуются консультации для родителей
Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой c педагогами, с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В ДОУ проводится целенаправленная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В ДОУ сформировано контрольно-наблюдательное дело по проведению профилактики, включающее в себя работу в данном направлении по разделам: работа с детьми, педагогами, родителями, сотрудничество с социумом.
Работа с детьми
Наша задача состоит в том, чтобы дать детям чувство уверенности на дорогах. А значит, мы должны им создать такие условия, чтобы дети несмотря ни на что могли почувствовать себя участниками процесса.
Непременным условием освоения ребёнком навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является обогащённая предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе оборудованы уголки безопасности дорожного движения, в которых подобран материал в соответствии с возрастом детей. Данный материал включает в себя: макеты; схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; схемы безопасного пути в детский сад; дорожные знаки; игрушки различных видов транспортных средств; модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода). Уголки постоянно пополняются и обновляются.
Но изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания.
С целью формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием практических навыков на территории д/с была создана учебно-игровая площадка, которая позволяет, не выходя за пределы д/с, систематически и целенаправленно упражняться во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрёстков, пешеходных дорожек, разделительной полосы, указательных стрелок, примерить на себе роль водителя, пешехода, сотрудника дорожно-постовой службы. На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер и чувство времени, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Детей учат видеть скрытые опасности, подстерегающие детей во время движения по улице.
Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребенку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов.
Особое внимание мы обращаем на родителей – водителей. Мы стараемся им напомнить, что лихо давя на газ за рулем своих автомобилей, не нужно забывать, что рядом с ними дети, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное отношение к соблюдению Правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.
В период подготовки к летнему отдыху, в зимний период (во время каникул, когда дети большую часть времени на улице) проводятся инструктажи по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Обращается внимание на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендуются места для игр детей.
Особое внимание уделяется старшим дошкольникам - это будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу.
К моменту поступления в школу дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них, должны знать следующие основные правила для пешеходов и пассажиров.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГАИ. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.