Дементьева Ольга Ивановна
Организация работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста с ОВЗ
«Организация работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста с ОВЗ»
Публикация «Организация работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются : овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности, формируется мышление, появляются первые устойчивые качества личности.
Познавательная деятельность детей и их высшие психические функции качественно отличаются от познавательной деятельности взрослого.
Развитие психических функций в раннем возрасте включает в себя развитие внимания, памяти, мышления.
Внимание
Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
В раннем возрасте внимание кратковременное, сосредоточенность слабая. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер. Объем внимания узкий, а распределение внимания малышам недоступно.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание ребенка раннего возраста наиболее устойчиво в активной деятельности. Большое влияние на развитие внимания оказывает такой эмоциональный фактор, как интерес.
Память
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.
Ребенок раннего возраста не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. Смысловая память развивается наряду с механической.
Мышление
В раннем возрасте ведущим видом мышления является наглядно-действенное, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Однако кроме наглядно действенного мышления в 2,5-3 года начинает формироваться и наглядно-образное.
До четырех лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия.
Для детей раннего возраста с ЗПР характерна низкая концентрация, неустойчивость и узкий объем внимания.
На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы. Так, отставание в развитиии восприятия, внимания и памяти приводят к следующим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий, не заинтересованы в результате выполнения задания.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы : дети, из-за поспешности, неорганизованности, действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры для сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ
В раннем возрасте детей знакомят со следующими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве – сенсорное воспитание. Сначала восприятие свойств происходит изолированно (только цвет., а когда малыши освоят отдельные свойства предметов и явлений нужно переходить к изучению совокупности их свойств. Предлагаем вам игры, в которые можно играть с ребенком в домашних условиях.
«Цветные шарики»
Можно заменить на кубики, палочки, любые другие игрушки, отличающиеся по одному признаку - цвету.
Цель: Подбирать пары предметов одинаковых по цвету, сравнивать используя слова "такой же - не такой".
Ход игры:
Рассыпать шарики по ковру, по полу, на подносе.
Взрослый берё т один шарик и показывает малышу:"Смотри какой я взяла шарик. Найди такой же шарик".
Затем берёт кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному шарику, практически показывая,
что шарики разные.
Таким образом, перебирая шарики, находим шарик, у которого цвет совпадает с нашим.
Все свои действия необходимо проговаривать:"Такой же? Нет, не такой. А этот такой же?
Тоже не такой. а если я возьму вот этот шарик, смотри, он такой же, они одинаковые".
Сначала цвет не называть, но постепенно вводить название: "Возьми такой же, жёлтый, как солнышко"
«Разноцветные коробочки»
Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.
Ход игры:
Перед малышом стоит одна коробочка (мисочка) жёлтого цвета (в дальнейшем довести количество до четырёх коробочек основных цветов). На подносе, столе, ковре. рассыпана мозаика, пуговицы, элементы "лего", разноцветные небольшие игрушки, кубики.
Предложить ребёнку выбрать и спрятать в коробку предметы определённого цвета, жёлтого, как коробочка. При усложнении, увеличении количества коробочек, малыш должен разложить предметы по коробочкам соответствующего цвета.
«Цветы и бабочки»
Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.
Перед проведением игры необходимо подготовить материал: вырезать из плотного цветного картона контуры цветочков красного, жёлтого, зелёного и синего цвета; и контуры бабочек по 3 - 4 бабочки каждого цвета.
Ход игры:Гуляя с ребёнком на улице обратить внимание на красивые цветы, растущие на клумбе; бабочек, которые летают вокруг цветов. Когда вернётесь домой, то предложите ребёнку сделать
красивую клумбу из заготовленных заранее цветов.
Вспомните, кто летал вокруг цветов на улице, "превратитесь" в бабочек и полетайте по квартире.
Пока будете "летать" найдите спрятанных под шляпой, заранее подготовленных бабочек.
Они потерялись, помогите им найти дорогу к цветам, посадите бабочек красного цвета на красный цветок, жёлтых бабочек - на жёлтый и т. д.
«Ёжик»
Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в ёжиков.
Перед началом чтения стихотворения изображаем ё жика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены.
Ёжик маленький замерз,
И в клубок свернулся.
(прижимаем пальцы – убираем «иголки»)
Солнце ёжика согрело —
Ёжик развернулся!
(выпрямляем пальцы – показываем «колючки»)
«Вышли пальчики гулять»
Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять —
(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(пошевелить пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять —
(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
Игру можно повторить с другой рукой.
Игры с песком
«Трудная дорога»
Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Радуга»
Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Мой веселый звонкий мяч»
Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку, он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки, а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции, почти не подскакивает.
«Дорожка из песка»
Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).
«Песочное рисование»
Рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;
• рисуем на мокром песке;
•отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;
• рисуем пальчиком;
• печатаем на песке ладошками рук;
• рисуем детскими грабельками на песке.
Важно вызвать активность и желание овладеть действием.
Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.
Список литературы
1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб. : Лев и Сова, 2007.
2. отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : ГНОМ и Д, 2007.
3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – 2-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2006.
4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. ; Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2005.
5. https://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/7-1-0-12
6. https://worldofteacher.com/3450-1308.html