Елена Герасименко
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ
В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени такова, что молодежь очень мало знает о своем родном городе, стране, народных традициях, часто равнодушны к близким, не умеют сопереживать, не готовы к состраданию. А становясь родителями, молодые люди не могут научить своих детей тому, чего и сами не знают и не умеют.
Публикация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Именно поэтому дошкольное учреждение становится чуть ли не единственным источником для формирования у детей нравственно-патриотических качеств с самого раннего возраста. Ведь любовь к своей семье, дому, детскому саду формируется с раннего возраста. А в старшем дошкольном возрасте на основе этих чувств зарождается любовь к родному городу, краю, стране, формируется осознание принадлежности к своему народу, ребенок начинает ощущать свою причастность к традициям, государству.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в ДОУ планомерно, системно, целенаправленно и представляет собой целый комплекс мероприятий, позволяющих формировать в сознании ребенка не только духовно-нравственные качества, но и любовь и уважение к стране в целом, воспитывать толерантность, уважение и бережное отношение ко всему живому на Земле.
Главная цель в патриотическом воспитании в ДОУ является закладывание основ для становления гражданином с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, умеющим взаимодействовать с людьми для сохранения и приумножения достижений народа родной страны.
Задачи:
- воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитать уважение к труду;
- развить интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются в различных видах детской деятельности: и в организованной образовательной деятельности, и в играх, и в бытовых ситуациях, что позволяет не только формировать у малыша патриотические чувства, но учит его взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:
принцип региональности;
принцип непрерывности;
принцип доступности;
принцип научности;
принцип целостности;
принцип системности;
принцип преемственности;
принцип культуросообразности;
принцип стимулирования детской деятельности.
Нравственно-патриотическое воспитание – очень долгий и трудный процесс. Работа в этом направлении разбита на блоки: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Моя улица, двор», «Мой город», «Родной край», Родная страна», «Культура моего народа». Эти темы прорабатываются в каждом возрасте, но с каждым годом представления детей углубляются и расширяются. В каждой возрастной группе есть свои особенности:
В младшей группе основная работа включает в себя ознакомление детей с ближайшим окружением.
Малыши знакомятся с понятием «семья», взаимоотношениями её членов (бабушки, дедушки, мама, папа, братья, сестры и т. д.);
с детским садом, правилами поведения в детском саду и других общественных местах, у ребят формируются доброжелательные отношения со взрослыми, работающими в саду, и со сверстниками;
Темы «Мой город», «Родной край» и «Родная страна» только затрагиваются. Ребята узнают название своего города, некоторые общественные места (магазин, парк, церковь и т. д., некоторых животных и растения, характерных для региона, и флаг России.
В средней группе работа по темам «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад» углубляется, и расширяются представления детей о городе, крае, стране, культуре и обычаях своего народа.
В старшей и подготовительной группе основными направлениями работы становятся темы «Родная страна», «Родной край», «Культура».
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из важных средств реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию.
· Основной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию является организованная образовательная деятельность;
· Игровая деятельность (например, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», «Путешествие по Енисею» и т. д.);
· Праздники и развлечения;
· Создание мини-музеев (например, «Русская изба» ит. д.);
· Работа с родителями (семейные экскурсии, фотовыставки, праздники, совместные проекты и т. д.).
Методы работы:
· Беседы, рассказы, объяснения;
· Чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок;
· Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен;
· Просмотр фильмов, презентаций, репродукций картин, иллюстраций;
· Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация и т. д.);
· Наблюдения (за прохожими, за трудом взрослых, за изменениями в облике города и т. д.);
· Привлечение к посильному общественно-полезному труду (участие в акциях, уборка на участке и т. д.);
· Целевые экскурсии (по территории детского сада, по микрорайону, в школу, библиотеку, музей, театр);
· Виртуальные экскурсии по стране;
· Поощрение (за инициативу, добросовестное выполнение поручений, хорошее поведение, бережное отношение к игрушкам и т. д.);
· Личный пример воспитателя (взгляды, мировоззрение, активная жизненная позиция и т. д.);
· Метод детского проектирования («Мой город», «Моя страна» и т. д.).