Виктория Пенкина
Организация работы по изготовлению дидактических материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Маленькие дети играют всегда и везде. Через игру они получают умения и навыки, а чтобы она не только радовала, но и обучала ребенка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребенка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы. Они призваны развивать способности ребенка и создать атмосферу, в которой дошкольнику захочется играть и научиться чему-то новому.
Публикация «Организация работы по изготовлению дидактических материалов» размещена в разделах
Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же материал может использоваться с разными целями. Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
-создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков; обучение счету и грамоте.
Дидактический материал для игр и занятий можно изготовить самостоятельно. Процесс создания игр включает ряд этапов:
- Первым шагом является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответсовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
- Второй шаг – выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребенок выучил название цвета и соотнес его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом, создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета». В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных.
- Шаг третий – продумать концепцию пособия. На данном этапе следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаем: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
- Шаг четвертый – подобрать подходящие материалы.
К дидактическим материалам в ДОУ, предъявляется ряд требований:
Материал должен быть ярким, чтобы ребенок мог легко запомнить то, что было изображено.
Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
Материала должен быть максимально безопасен. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования должна быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной пленкой или скотчем).
- Пятый шаг – непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображенная или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребенка чувство прекрасного и понятие аккуратности. Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными.
- Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Для объединения дидактического материала по единой теме, актуально создание Лэпбука (тематической папки) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.