МААМ-картинки

Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении

Ирина Васильевна Тресковская
Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.

Ход проведения семинара для психологов ДОУ

1. Организационная часть

2. Теоретическая часть

2.1. Упражнение «Дерево ожиданий»

Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.

2.2. Упражнение «Волшебные очки»

Публикация «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении» размещена в разделах

Цель: сократить дистанцию между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться.

Психолог сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.

Объединение участников семинара в три группы.

2.3. Упражнение «Осенние месяцы»

Работа в группах

Задача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общении

- агрессивного ребенка;

- ребенка с нарушениями речи;

- застенчивого, тревожного ребенка;

- гиперактивного ребенка.

семинар практикум психолога доу, семинар практикум педагога психолога доу, семинары психолога доу, психологическое сопровождение детей,

2.4. Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами».

Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.

Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.

Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.

Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.

- 3 - й год жизни

Формируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.

- 4 - й год жизни

Усиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.

- 5 - й год жизни

Осознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.

- 6 - й год жизни

Ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.

- 7 й год жизни

Новообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.

В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.

Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.

Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.

Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.

Причины агрессивности

- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

- заниженная самооценка.

Задачи работы с агрессивными детьми :

- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;

- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать положительное отношение к сверстникам;

- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;

- учить брать ответственность за свои поступки.

Перечень диагностических методов определения агрессивности

Дети:

- Наблюдение за поведением ребенка.

- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

- Рисунок семьи;

- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».

Педагоги:

- Анкета «Признаки агрессивности»;

- Анкета для воспитателей детского учреждения.

Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.

Особенности поведения замкнутых детей:

- Недоверие и подозрительность к сверстникам;

- Подавленное настроение;

- Эмоциональная холодность;

- Равнодушие товарищей.

Причины замкнутости:

- Низкая самооценка;

- Неуверенность в себе;

- Завышенные требования родителей.

Задачи работы с замкнутыми детьми :

- Формировать у детей желание общаться;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Расширять круг общения;

- Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.

Портрет гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.

Признаки гиперактивного ребенка:

- Неспособный сосредоточиться на деталях;

- Ошибается по невнимательности;

- Неспособный доводить до конца задания;

- Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;

- Постоянно что-то забывает;

- Не может дождаться своей очереди.

Причины возникновения гиперактивности:

- Генетические факторы;

- Родовые травмы;

- Изнуряющие соматические заболевания;

- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;

- Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.

Задачи работы с гиперактивными детьми :

- Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;

- Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;

- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

- Научить управлять эмоциями;

- Использовать элементы массажа, поглаживание.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

- Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;

- Обучать самомассажу;

- Использовать игры на развитие координации движений;

- Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;

- Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)

- Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;

- Использовать работу с глиной, песком

- Коррекционную работу строить поэтапно : индивидуальная, парная, подгрупповая.

Портрет тревожного, застенчивого ребенка. Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.

Причины тревожности

- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;

- авторитарный стиль родительского воспитания в семье;

- психологические травмы (испуг)

- завышенные требования к ребенку;

- постоянное сравнивание ее с другими детьми;

- развод родителей;

- высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.

Задачи работы с тревожными детьми

- Нет соревнований и видов работ на скорость.

- Не сравнивайте ребенка с другими.

- Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

- Не унижайте ребенка, наказывая его.

- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:

Дети:

- «Лесенка» - определение самооценки;

- Рисунок семьи;

- Кинетический рисунок семьи;

- Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).

- Стандартизированное наблюдения. Социометрия.

- «Страхи в домиках».

Родители:

- Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.

Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.

Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.

Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).

Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.

Особенности эмоционально - волевой сферы:

- Повышенная возбудимость;

- Раздражительность;

- Общая заторможенность;

- Склонность обижаться;

- Быстрая смена настроения;

- Тревожность, неуверенность.

В тесном сотрудничестве с учителями - логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей

- Умение воспринимать и оценивать себя как личность;

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет У воспитанников с речевыми нарушениями часто отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы: частая смена настроений, повышенная эмоциональная.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Игра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьмиИгра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьми Из личного опыта работы Анализируя свой опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении
Опубликовано: 4 июня 2024 в 09:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильевна Тресковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД