Ирина Васильевна Тресковская
Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.
Ход проведения семинара для психологов ДОУ
1. Организационная часть
2. Теоретическая часть
2.1. Упражнение «Дерево ожиданий»
Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.
2.2. Упражнение «Волшебные очки»
Публикация «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Цель: сократить дистанцию между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться.
Психолог сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.
Объединение участников семинара в три группы.
2.3. Упражнение «Осенние месяцы»
Работа в группах
Задача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общении
- агрессивного ребенка;
- ребенка с нарушениями речи;
- застенчивого, тревожного ребенка;
- гиперактивного ребенка.
семинар практикум психолога доу, семинар практикум педагога психолога доу, семинары психолога доу, психологическое сопровождение детей,
2.4. Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами».
Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.
Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.
Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.
Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.
- 3 - й год жизни
Формируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.
- 4 - й год жизни
Усиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.
- 5 - й год жизни
Осознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.
- 6 - й год жизни
Ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.
- 7 й год жизни
Новообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.
В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.
Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.
Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.
Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.
Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.
Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.
Причины агрессивности
- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)
- стремление привлечь к себе внимание;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- заниженная самооценка.
Задачи работы с агрессивными детьми :
- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;
- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);
- развивать умение слушать и понимать других;
- формировать положительное отношение к сверстникам;
- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;
- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;
- учить брать ответственность за свои поступки.
Перечень диагностических методов определения агрессивности
Дети:
- Наблюдение за поведением ребенка.
- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;
- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;
- Рисунок семьи;
- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».
Педагоги:
- Анкета «Признаки агрессивности»;
- Анкета для воспитателей детского учреждения.
Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.
Особенности поведения замкнутых детей:
- Недоверие и подозрительность к сверстникам;
- Подавленное настроение;
- Эмоциональная холодность;
- Равнодушие товарищей.
Причины замкнутости:
- Низкая самооценка;
- Неуверенность в себе;
- Завышенные требования родителей.
Задачи работы с замкнутыми детьми :
- Формировать у детей желание общаться;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Расширять круг общения;
- Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.
Портрет гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.
Признаки гиперактивного ребенка:
- Неспособный сосредоточиться на деталях;
- Ошибается по невнимательности;
- Неспособный доводить до конца задания;
- Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;
- Постоянно что-то забывает;
- Не может дождаться своей очереди.
Причины возникновения гиперактивности:
- Генетические факторы;
- Родовые травмы;
- Изнуряющие соматические заболевания;
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;
- Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.
Задачи работы с гиперактивными детьми :
- Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;
- Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- Научить управлять эмоциями;
- Использовать элементы массажа, поглаживание.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми
- Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;
- Обучать самомассажу;
- Использовать игры на развитие координации движений;
- Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;
- Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)
- Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;
- Использовать работу с глиной, песком
- Коррекционную работу строить поэтапно : индивидуальная, парная, подгрупповая.
Портрет тревожного, застенчивого ребенка. Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.
Причины тревожности
- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
- авторитарный стиль родительского воспитания в семье;
- психологические травмы (испуг)
- завышенные требования к ребенку;
- постоянное сравнивание ее с другими детьми;
- развод родителей;
- высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.
Задачи работы с тревожными детьми
- Нет соревнований и видов работ на скорость.
- Не сравнивайте ребенка с другими.
- Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:
Дети:
- «Лесенка» - определение самооценки;
- Рисунок семьи;
- Кинетический рисунок семьи;
- Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).
- Стандартизированное наблюдения. Социометрия.
- «Страхи в домиках».
Родители:
- Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.
Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.
Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.
Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).
Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.
Особенности эмоционально - волевой сферы:
- Повышенная возбудимость;
- Раздражительность;
- Общая заторможенность;
- Склонность обижаться;
- Быстрая смена настроения;
- Тревожность, неуверенность.
В тесном сотрудничестве с учителями - логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей
- Умение воспринимать и оценивать себя как личность;