Татьяна Закутняя
Организация практической деятельности дошкольников в природе
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Публикация «Организация практической деятельности дошкольников в природе» размещена в разделах
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее удачно и продуктивно будет усваиваться в условиях полного личностного раскрепощения, через различную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, отметила, насколько живо дети усваивают знания, полученные в практической деятельности : работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.
Первое, что я сделала - создала условия для экологического воспитания. Для этого организовала работу по созданию уголка природы в группе : посадила разнообразные комнатные цветы, пополнила инвентарь для трудовой деятельности. Также оформила календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовила коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствует расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.
На участке имеется небольшой огород, цветник. Так же воспитанники имеют возможность наблюдать за разнообразными птицами, живущими неподалё ку: это голуби, сороки, вороны, воробьи.
В работе активно использую практическую деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы, практическую работу и поисковую деятельность.
Комнатные растения помогают мне удовлетворить потребность детей в познании. Дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками. Зимой с большим удовольствием дети участвовали в создании «Огорода на окне». Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.
С детьми и родителями организовали работу на огороде : сажали, поливали, пололи, а в конце сезона собрали урожай и передали его на кухню. Дети с большим удовольствием и гордостью уплетали салаты, супы из овощей, выращенных своими руками. Очень понравилось детям наблюдать за ростом кабачков и огурцов, они мерили их ладошками и отмечали, как вырос за день кабачок и огурец. Горох тоже стал фаворитом. Дети сами срывали стручки и лакомились ими.
Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы.
Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку.
В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самооценки природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Литература:
1. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой : Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: дошкольное образование - Минс, 2009.
2. Л. Бобылева, О. Дупленко. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. - 1998. № 7
3. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М. : «ЭКСМО», 1997.
4. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. № 7
5. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : «Мозаика-Синтез», 1999.
6. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд. : Детство-пресс, 2003.
7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : «Просвещение», 1982.
8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. : «Просвещение», 1980.
9. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М. : «Просвещение», 1989.