Гаяне Туманян
Организация познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности в различных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности в различных возрастных группах» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Исследовательская деятельность помогает развивать свободную творческую личность ребё нка и решает следующие задачи:
- формирует познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;
- активизирует мыслительные процессы;
- обогащает память;
- способствует формированию коммуникативных навыков;
- формирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирует умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивает желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиции личностного развития ребёнка.
- первый этап характеризуется проявлением любопытства.
- отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
- третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно. В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) малыши манипулируют с предметами и выполняют познавательно-исследовательские действия. В раннем возрасте (1-3 года) дети экспериментируют с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Ребята дошкольного возраста (3-8 лет) исследуют объекты окружающего мира и экспериментируют с ними.
Стоит создать в доступном для детей месте исследовательские мини-лаборатории и постоянно пополнять их все новыми материалами для экспериментирования. Там дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.
В уголке для экспериментирования необходимо выделить отдельные места:
• для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие и необычные предметы (перья, камни, раковины);
• для приборов;
• для хранения материалов (природного, «бросового»);
• для выращивания растений;
• для неструктурированных материалов (стол «песок – вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Предлагаемые места необходимо наполнить различными приборами и оборудованием (в зависимости от возраста детей и поставленных задач) :
1. Микроскоп, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные, магниты, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчик, взбивалка, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, мельницы.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
3. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупы и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям : живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста.
Опыты (экспериментирование).
Задача: освоение причинно-следственных связей и отношений.
Деятельность :
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей (если,то…; потому, что);
- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
Коллекционирование (классификационные работы).
Задача: освоение родовых отношений.
Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается :
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст : взрослый –непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Экспериментальная деятельность ребенка, поддержание его познавательного интереса, совершенствование познавательно-исследовательских умений и навыков зависит не только от педагогов. Важную роль играют в этом и родители. Стоит их привлечь к созданию познавательно-развивающей среды в группе (помощь в оборудовании уголка экспериментирования, в пополнении необходимыми материалами, изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организация фотосессий) и заинтересовать совместной детско-взрослой познавательно-исследовательской деятельностью.
У каждого ребё нка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Литература и сайты в сети Интернет:
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Журнал «Дошкольная педагогика» №10 /2012. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» (весь журнал посвящен экспериментально-исследовательской деятельности).
Никифорова О. А., Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №3.
Тегушева Г. П., Чистякова А. Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.