Елена Доронина
Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка „Экоша“» размещена в разделах
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», я создала в своей группе на основе мини - лаборатории кружок «ЭКОША», мини – лаборатория оснащена оборудованием и материалами для реализации цели кружка. Это дает мне возможность:
Работать с детьми малыми группами по интересам;
Использовать материалы, которые часто не используют в группе при большом количестве детей;
Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений( «испачкаешься», «прольешь», «рассыплешь» и т. д.).
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в кружковой работе проводится два раза в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшим количеством детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. За одну деятельность проводится 2 -3 эксперимента, в зависимости от сложности.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуацию выбора.
Работу начала с экскурсии по мини – лаборатории, во время которой познакомила детей с её хозяином ЭКОШОЙ, с оборудованием и правилами поведения. Экоша показал детям забавные опыты, которые заинтересовали детей. Кроме Экоши к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, домовёнок Кузя, «Капелька», приплывает Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует множество вопросов: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети задают вопросы Экоше, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо просит спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям, что они узнали, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Работа в мини – лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения эксперимента со звуком мы создали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала и разных круп. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемой теме.
В конце года планирую провести для родителей мастер – класс, который будут показывать дети, на основе тех опытов и экспериментов которые они для себя уже открыли. Я думаю родителям это буде очень интересно.
В результате кружковой деятельности дети все охотнее обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Большое место я уделяю работе с семьями по развитию поисково-исследовательской активности ребенка.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).
За творческие показатели дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах, от городских до Всероссийских
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.
59% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности : рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
41% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».