Лучший педагог года

Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»

Елена Доронина
Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка „Экоша“» размещена в разделах

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», я создала в своей группе на основе мини - лаборатории кружок «ЭКОША», мини – лаборатория оснащена оборудованием и материалами для реализации цели кружка. Это дает мне возможность:

Работать с детьми малыми группами по интересам;

Использовать материалы, которые часто не используют в группе при большом количестве детей;

Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений( «испачкаешься», «прольешь», «рассыплешь» и т. д.).

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в кружковой работе проводится два раза в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшим количеством детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. За одну деятельность проводится 2 -3 эксперимента, в зависимости от сложности.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуацию выбора.

Работу начала с экскурсии по мини – лаборатории, во время которой познакомила детей с её хозяином ЭКОШОЙ, с оборудованием и правилами поведения. Экоша показал детям забавные опыты, которые заинтересовали детей. Кроме Экоши к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, домовёнок Кузя, «Капелька», приплывает Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует множество вопросов: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Дети задают вопросы Экоше, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо просит спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям, что они узнали, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Работа в мини – лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения эксперимента со звуком мы создали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала и разных круп. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемой теме.

В конце года планирую провести для родителей мастер – класс, который будут показывать дети, на основе тех опытов и экспериментов которые они для себя уже открыли. Я думаю родителям это буде очень интересно.

В результате кружковой деятельности дети все охотнее обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Большое место я уделяю работе с семьями по развитию поисково-исследовательской активности ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей).

За творческие показатели дети неоднократно награждались дипломами, грамотами за участие в конкурсах, от городских до Всероссийских

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.

59% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности : рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

41% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Из этого следует, что работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но.

Выступление–презентация из опыта работы на тему «Экспериментирование с предметами» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 11:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе исследовательского кружка «Экоша»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Доронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД