Елена Голубьева
Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Публикация «Использование познавательно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В исследованиях замечательного психолога Н. Н. Поддъякова в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей, выделяется деятельность экспериментирования как истинная детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе организации познавательно- экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
-создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
-развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
-развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
-умение делать выводы, а также:
-развитие внимания, восприятия, мышления;
-создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:
На первом этапе – постановка проблемы, которую надо решить. Исходя из выявленной проблемы, вместе с детьми продумывали цель (что нужно сделать для решения проблемы); выдвигали гипотезы (искали возможные пути решения проблемы).
И вот наступал момент экспериментирования (различные опыты, сбор данных).
Оказывается, воздух есть повсюду. Помогли нам это узнать материалы из лаборатории: воздушные шарики, пустые пластмассовые бутылочки, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, листочки плотной бумаги. Воздух может работать! Может двигать предметы! И даже имеет вес!
Найти город на глобусе и рассмотреть мелкие предметы помогают волшебные стёклышки - лупа, микроскоп, а с помощью телескопа можно смотреть на звёзды, луну!
Соединить скрепки в цепочку помогает магнит! Но магнит не всемогущ, он притягивает только железные предметы, а с другим магнитом может и «рассориться». Он помогает людям не заблудиться ни в лесу, ни в океане. Дети сами с помощью иголки изготовили магнит, определили стороны света.
С раннего возраста наши дети знают, что на бумаге можно рисовать, клеить. Оказывается она, попав в воду, становится совсем другой! Дети с изумлением и восторгом наблюдали, как раскрывались в воде бумажные цветы!
Нравится детям экспериментировать с растениями. Какой лук быстрее даст зелень – тот, который перед посадкой замочили на несколько дней или сухой? Какие семена взойдут раньше? В открытом грунте, или под плёнкой? Зачем надо их поливать? Как определить нуждающееся в поливе растение и многое другое.
При организации опытно – экспериментальной деятельности учитываю следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;
-достаточность возрасту и уровню развития;
-доступность расположения материала.
Не забываю об интеграции исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтение «научной» литературы – детских энциклопедий, игрой, продуктивной детской деятельностью.
Мои дети в этом году пойдут в школу. Они любознательны, активны, любят экспериментировать, задают много вопросов об устройстве и назначении новых предметов, умеют устанавливать причинно – следственные связи, спланировать свою деятельность. У них сформирован познавательный интерес. И немаловажную роль здесь сыграла познавательно – исследовательская деятельность.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.
Воспользуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому. Что он узнал» В. А. Сухомлинский.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.