Оксана Безносенко
Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
(Из опыта работы)
Составитель: Безносенко Оксана Валентиновна
Воспитатель 1 квалификационная категория
Содержание
№ Содержание Страница
1 Введение
2 Актуальность темы.
Публикация «Опыт работы „Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3 Соответствие современным требованиям дошкольного образования, Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
4 Теоретическое обоснование
5 Новизна опыта
6 Содержание работы
7 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса
8 Результативность
9 Технологичность
10 Заключение
11 Литература
12 Приложения
12.1. Тематическое планирование (средняя, старшая группа)
12.2. Планирование дидактических игр по ОЭД
12.3. Конспекты НОД по ОЭД
12.4. Конспекты досуги и развлечения
12.5. Консультации, памятки для родителей и педагогов
12.6. Буклеты по ОЭД
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
1. Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
2. Актуальность
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме : «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
3. Соответствие современным требованиям дошкольного образования, Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
4. Теоретическое обоснование опыта
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой и др. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
По мнению Н. Г. Черниловой, цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н., Балакшина ТА,Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, А. И. Ивановой и пр.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно. В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала план кружковой работы «Волшебная лаборатория» с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы, который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Новизна опыта состоит :
В использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы.
в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Данный опыт работы я разработала с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.
6. Содержание работы
Работая над темой, поставила для себя цель:
Формирование познавательного интереса у детей к окружающему миру через опытно - экспериментальную деятельность
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой, Л. М. Менщиковой.
В работе с воспитанниками поставила цель:
Развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Формировать диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Свою работу я начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику, используя методику Прохоровой Л. Н. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью :
Познавательный интерес неустойчивый;
Не всегда дети видят проблему;
Малоактивны в выдвижении идей;
Стремление к самостоятельности не выражено;
Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д. На основе изученного теоретического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
Наметила основные формы работы с детьми.
Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
Постановка проблемы;
Поиск путей решения проблемы;
Проверка гипотез, предположений;
Обсуждение увиденных полученных результатов;
Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный момент (почему так);
ситуация выбора.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трё х блоков педагогического процесса:
Создание предметно – развивающей среды
Специально-организованное обучение, совместная деятельность взрослого с детьми
Свободная самостоятельная деятельность детей.
1 блок: Создание предметно – развивающей среды
Для опытных исследований организовала предметно-пространственную среду: создала уголок исследований, центр экспериментирования и мини-лабораторию.
Материальное оснащение центра экспериментирования:
• природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
• приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка, увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
• сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
• медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
• вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
• фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
• листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
Составила календарно – тематическое планирование. Процесс обучения и воспитания в детском саду направила на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем, развитие пытливости ума, знакомство со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формирование умения планировать и анализировать практическую работу
2 блок: Специально-организованное обучение, совместная деятельность взрослого с детьми
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско – взрослая деятельность как форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности, позволяет: закрепить ранее полученный (усвоенный) материал; продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях; свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); роль взрослого носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. С детьми планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, можно использовать мультимедийные ресурсы (презентации, игры: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», и другое. Взрослый должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Живая природа (характерные особенности сезонов, и растений, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и т. д.). Проводили опыты с березовыми веточками, следили за их изменениями в росте, наблюдали за сезонными изменениями в природе «Изменения природы от времени года», «Почему летом цветут цветы»…
«Зачем кормить птиц зимой».
В течении летнего периода проводила с детьми целевые экскурсии на огород. Дети с удовольствием наблюдали за ростом овощных культур, принимали участие в поливке и прополке грядок, проводили эксперименты: «Что будет если не пропалывать грядки от сорняков», «Поливать грядки – это важно или нет». С нетерпением ждали, когда поспеет урожай, а когда пришло время собирать его, восторгу не было предела.
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и прочее. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты : "Тонет не тонет", "Разноцветная вода", «Наливаем и выливаем»" Превращение воды в лёд" и другое.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций и радоваться своим результатам.
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Для начала знакомила детей с названиями частей своего тела. Кажется, это просто, но такие слова, как запястье, затылок, ступня, кисть, голень, бедро детям могут быть не знакомы. В своей работе использовала наглядно – дидактический материал «Строение тела», «Для чего нужны руки, ноги…»
Для малышей интересно сравнивать людей и животных. Играли в игру «Найди сходство и отличия». Например:
-Чем похожи человек и птица? (Есть голова, туловище, две ноги, два глаза). А чем они отличаются? (У человека - руки, а у птицы - крылья; у человека – рот и нос, а у птицы - клюв).
Знакомила детей с внутренним строением. Предлагала ребенку потрогать живот и спину. Спина заметно тверже живота, так можно объяснить, что внутри человека есть кости, которые и придают форму нашему телу. Рассматривали с детьми книги, иллюстрации, проводили опыты «Для чего нужны руки, нос, ноги…», «Зачем мыть руки», «Кожа – какая она?»
«Как физические упражнения влияют на организм человека»
3 блок:
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей: «Как из фруктов получить сок и фруктовое пюре»
Очень понравилось детям эксперименты по теме: «Удивительное мыло», где дети экспериментировали рисовать мылом на бархатной бумаге, растворять мыло в воде, а затем делать мыльные пузыри.
Рассматривали и сравнивали песок и манную крупу, находили сходства и различия, «Что тяжелее», «Рисуем на песке»
,
Создан мини огород, где дети проводили опыты с живой природой, ухаживали за растениями. Эта работа у нас проходила в форме проектной деятельности «Маленькие садоводы».
Сначала с детьми мы рассматривали семена овощных культур, затем производили посадку и уход за ними. Дети с восторгом наблюдали за ростом овощных культур и радовались своим успехам.
На прогулках дети с удовольствием лепили снежные постройки «Наш весёлый снеговик», «Ёлочка красавица, деткам очень нравится», «Строители крепости»
Свои знания дети закрепляли в дидактических играх, а результаты опытов отражали в продуктивной деятельности : «Почему так красиво цветут одуванчики», «Забавные божьи коровки», «Птички поют, весну зовут», «Как растёт лук», «Зелёные витаминки»…
Проводятся праздники и развлечения: «Спорт – это здоровье», «Цветочная поляна»
7. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток, буклетов и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.
Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Участвовали в выставках совместно с детьми изготавливали поделки на тему: «Осенние фантазии»
«Парад «Снеговиков».
В результате проведенной работы родители :
- научились организовывать элементарные эксперименты;
- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;
- повысили уровень педагогических знаний.
8. Результативность
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.
Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.
Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности : очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», делают лабиринты в песочнице, исследуют камни и другое.
Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения, я отметила, что, используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста», я получила хороший результат.
В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.
9. Технологичность
Данные разработки мною размещены на моём личном сайте где опыт работы может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области. Разработаны буклеты в распространение моего опыта для педагогов и родителей.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Ожидаемые результаты:
1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Сформировано диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
10. Заключение
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом -путем самостоятельного исследования мира.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
11 ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
7. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
8 Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. :
9 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. Соловьева Е.
10Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста :
11Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром
12Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников
12. Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННОГО МАТЕРИАЛА
Методический блок
Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности :
«Удивительное мыло»,
«Волшебница вода»,
«Разноцветные льдинки»,
«Огород на окне».
Проект «Маленькие садоводы»
зависимость строения растения от факторов внешней среды.
Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;
«Детское экспериментирование»
Буклеты:
«Детское экспериментирование в домашних условиях»
«Маленькие фокусы для детей»
Праздники и развлечения:
«В гостях у фокусника»
«Мир волшебства»
«Мыльная страна»