Любовь Карпова
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу)
Воспитание ребёнка должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических, и эстетических ценностей. Поэтому уже два года мы с воспитателем Натальей Ивановной работаем в этом направлении, ориентируясь на методические пособия «Добрый мир» Л. Л. Шевченко и программы О. М. Потаповской. Для того, чтобы работа по духовно-нравственному воспитанию прочно вошла в жизнь детей, мне и Натальи Ивановне необходимо было выстроить взаимодействия не только с некоторыми педагогами дополнительного образования, но и с родителями детей старшей группы. Родители должны понимать, какие цели и задачи ставили мы с воспитателем в деле формирования духовно-нравственных основ и общей культуры ребёнка. Поэтому вначале была организованна беседа с родителями детей. Был задан вопрос родителям, как они относятся к православию и приобщению детей духовному миру. Ответ родителей был положительный, все родители были православными, других религий среди родителей нет. С родителями проводилась определённая работа. Стараясь разнообразить работу с родителями, кроме традиционных групповых родительских собраний и индивидуальных консультаций с родителями проводились совместные творческие работы детей и родителей, оформляли с семьями воспитанников фотовыставки «Здоровый образ жизни» «Любимое место отдыха нашей семьи» «Выставки рисунков на разные темы» Была организована семейная проектная деятельность поделки детей вместе с родителями : Проект «Народная игрушка»
Публикация «Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста» размещена в разделах
Досуги и праздники, поручения родителям. По инициативе родителей была организована экскурсия в городской краеведческий музей, в результате дети узнали много нового и интересного о прошлом города и его жителях. В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки». Родителям была предложена «Викторина» все родители с удовольствием и интересом участвовали в ней. В детском саду- есть традиция все православные праздники проводятся с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Родители вместе с детьми активно принимают участие в организации выставки поделок из природного материала или просто выставка мягких игрушек сделанных детьми с родителями, выполняют пасхальные композиции, поделки к рождественским праздникам. В работе придерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность, открытость. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сода, даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон: с желанием научиться и с желанием измениться. Древняя мудрость гласит. Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам. Воспитательная работа построена по следующим направлениям:
Слайд 1
Тема: Семья:
Знать о родословной своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, учить заботиться о близких, проявлять любовь к отцу, матери, детям по отношению друг другу.
Слайд 2
Труд в жизни человека:
Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности, прививать чувства благодарности людям за труд. Воспитывать уважения к труду людей.
Слайд 3
Православный храм в жизни христиан:
Знакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.
Слайд 4
Родина:
Расширять представление о родной стране, как стране православной культурной традиции, православных праздниках.
Мы живём в замечательной стране, имя её - Российская Федерация, или просто Россия. Когда произносишь это слово вслух, сразу чувствуешь в его звучании свет, простор, одухотворённость. Беседуя с детьми мы называем нашу страну Отечество- отцы, наши деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы с большой любовью называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней.
Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В детском саду дети знакомятся с этим миром, на занятиях по развитию речи, по изо деятельности, на музыкальных занятиях. Этот мир ещё называют миром культуры. В духовном мире есть свои дороги, они называются традициями. По ним и шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, знает, как сделать свой мир чистым, светлым и радостным. Детские воспоминания самые яркие, чем больше ребёнок с детства будет знать о Родине, тем ближе и роднее будет она ему. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, о родном крае. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.
Слайд 5
Рождественские посиделки:
Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Воспитывать духовно-нравственные качества : доброту, щедрость, желание дарить людям радость. Предварительно дети знакомятся с Рождественским Тропарём, с Библейским сюжетом Рождества Христова, учат стихи, колядки, песни, игры.
Слайд 6.
«Пасха»
Формирование у детей первоначальных представлений о событиях Страстной седмицы и Воскресения Христова. Учить заботиться о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.
Слайд 7.
«Троица»
Знакомить с праздником Святой Троицы, с особенности его празднования. Закреплять стремление жить в соответствии с православным календарём, узнавать и осваивать традиции православной культуры.
Слайд 8
Игры народные, пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарию, позволяющие каждому стать «свидетелем» основных событий праздника.
Слайд 9
Творческие задания, как введение в народную декоративно-прикладную культуру, знакомство с ремёслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов.
(Раскрашивания пасхальных яиц, лепка жаворонков из теста к празднику 40 святых, лепка из глины и роспись дымковских игрушек, лепка из глины матрёшек).
Курс занятий по программе «Духовно-нравственного воспитания средствами художественно-продуктивной деятельности» О. М. Потаповской предполагает восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения. Основным средством в развития ребёнка данной программы, является художественно-продуктивная деятельность, как одна из наиболее доступных, для детей дошкольного возраста. Известно, что ручной труд имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на способности ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие. На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, которые носят индивидуальный и коллективный характер.
Слайд 10.
Формы работы :
Беседы:
Консультации.
Досуги и праздники.
Просмотр презентаций, мультфильмов.
«Познание» Народные промыслы.
Посещение краеведческого музея «Народная изба»
Оформление уголка вместе с детьми «Русская изба»
Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»
(Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества).
Тематические и творческие вечера, посиделки.
Проектная деятельность: изготовление тряпичной куклы.
Поделки детей вместе с родителями :
Проект «Народная игрушка»
Проведение календарно-обрядовых и семейно-бытовых праздников.
Организация выставок.
На каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанной с темой занятия. На занятии используются сюжетно - ролевые игры, театрализованные, дидактические.
Игры народные, пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарию, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника, приобщая к самобытным особенностям русского праздника: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Вербное воскресение, Пасха, Широкая масленица, Троица.
. Внедряя инновационные технологии, развивающие методы обучения (приёмы экспериментирования, поисковых ситуаций, проектной деятельности, а также наличие предметно-развивающей среды, специально оборудованных зон в групповых помещениях, стимулирующих разнообразную деятельность дошкольников в старших и подготовительных группах организованны (центр общения, уголок уединения, уголок настроения, мини музей, полочка умных книг, уголок России, уголок природы и другие).
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания нравственности в системе воспитания, оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребё нка с миром: на эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Актуальность проблемы воспитания дошкольника это необходимость подготовки специалистов по духовно-нравственному воспитанию, обладающих не только хорошими знаниями, но и прекрасными чертами личности, наладить работу с родителями и вместе противостоять воздействию на детей негативных факторов. Педагогу следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания детей. Нам взрослым надо помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о друзьях, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей.