Лучший педагог года

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования

Елена Махова
Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

"Организация конструктивно – модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования в соответствии с ФГОС ДО"

Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здания собственного интеллекта. Ж. Пиаже

Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых образовательных технологий, одна из них «LEGO – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Публикация «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования» размещена в разделах

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных лего-элементов. Использование лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, т. к. :

• Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие).

• Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

• Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

• Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Как известно, применение Лего способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы).

Основные принципы:

• доступность

Все материалы должны находиться в доступном месте для детей.

• наглядность

Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, ребенку необходимо видеть то, о чем сообщает ему воспитатель. Разнообразные яркие наглядные пособия, помогут детям лучше и быстрее усвоить и запомнить предлагаемый материал

• последовательность и систематичность обучения и воспитания.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обучаясь конструированию, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста и пройденного материала на новом, более сложном творческом уровне.

Основными формами конструктивной деятельности являются :

• образовательная

• индивидуальная

• самостоятельная,

• досуговая,

• коррекционная

• сотворчество взрослых и детей

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Социально-коммуникативное развитие

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Темы: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

Так на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. При помощи деталей Лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром «LEGO» используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

Речевое развитие;

Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Физическое развитие;

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Художественно - эстетическое развитие

Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

Способы обучения дошкольников конструированию :

по образцу - Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит кошка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кубик, лапки из желтых кирпичиков.

• по модели - детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

• по условиям - не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

• по карточкам-схемам - предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей.

• по замыслу - такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

• тематическое конструирование - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Космическое путешествие», «Страна Роботов», «Детский сад» и др.

В процессе обучения используются такие педагогические приё мы:

Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, воспитатель предлагает прочитать письмо, которое сегодня пришло в детский сад.

— Здравствуйте, ребята! Я пилот. У меня к вам поручение от жителей Лего-страны. Злой волшебник унес все летательные аппараты. И теперь мы не можем путешествовать. Лего-жители просят Вас помочь построить новые летательные машины. На помощь я вам отправляю своих пилотов.

Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.

Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность : дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже сознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:

«Что изменилось?»,

«Чего не стало?»,

«Найди лишнюю деталь»,

«Найди такую же постройку, как на карточке»,

«Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).

Ведущим видом деятельности является игра. Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют свои постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Используемая литература :

1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2015г. ;

2. Бедфорд А. Инструкция LEGO

3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.

4. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

6. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

7. Фешина Е. В. «Легоконструирование в детском саду» : Пособие для пелегогов. М. : изд. Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Развитие конструктивно-модельной деятельности у дошкольников Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский От простых кубиков ребенок постепенно переходит на.

Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности в рамках темы месяца «Микрорайон города»Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности в рамках темы месяца «Микрорайон города» Город сказки для зверей "ЗооМир". В январе в нашей группе проходил марафон посвященной теме месяца «Микро район города». Ребята предлагали.

Конспект НОД «Огнетушитель» по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе Тема: «Огнетушитель» Цель: создание огнетушителя из цветной бумаги.

Мастер-класс для воспитателей по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток»Мастер-класс для воспитателей по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» Цель: Формирование компетентности педагогов по использованию методов и приемов в организации занятий с конструктором «Знаток» Задачи: •.

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности Сентябрь 1. Игры с крупными строительными материалами. 2. Самостоятельные игры с настольным и напольным строительным материалом (ознакомление.

План-конспект по конструктивно-модельной деятельности «Путешествие в космос» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое.

План работы по конструктивно-модельной деятельности для раннего возраста Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план работы по конструктивно-модельной деятельности. (ранний возраст с 1г. – 2). План работы.

Презентация «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей» Слайд 1 Уважаемые коллеги! Предоставляю вашему вниманию свою презентацию «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной.

Задачи и содержание организации конструктивно-модельной деятельности детей «Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов.

Развитие конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Собери неваляшку»Развитие конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Собери неваляшку» Тема: «Собери неваляшку»Воспитатель: Борисова Н. И. ГБОУ сош № 1208 г. Москва Цель: Продолжать знакомить детей с предметами круглой формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования
Опубликовано: 12 июля 2019 в 13:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Махова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД