Легусова Людмила Николаевна
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Это естественное состояние ребенка. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе я руководствуюсь целью: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.
Исходя из цели, я поставила следующие задачи, которые вы видите на экране.
Образовательную деятельность я организую в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Опытно-экспериментальную работу я строю по пяти взаимосвязанным направлениям, которые вы также можете увидеть на экране.
живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);
человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);
рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);
физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука).
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды. В группе созданы экологическая гостиная, мини-музеи «Коры» и «Природы», исследовательская лаборатория «Познайкин», центр «Песка и воды».
В экологической гостиной представлены разнообразные виды комнатных растений и календарь природы.
Мини – музеи «Коры» и «Природы» содержат коллекции альбомов, камней, ракушек, тематические подборки, которые дети используют для самостоятельной исследовательской деятельности.
В лаборатории «Познайкин» дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты.
Мы с детьми ставим опыты с водой, воздухом, со снегом, с бумагой, с мыльными пузырями, с песком, с землей.
Широко использую экологическую тропу, которая позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми. Дети усваивают не только научные знания о природной среде, но и эстетические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Летом с детьми я провожу наблюдения за насекомыми. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела. Выношу на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны.
Наши наблюдения и опыты мы фиксируем в календаре погоды, календаре природы, дневнике наблюдений. Всю информацию, полученную в результате исследовательской деятельности, мы систематизируем в лепбуках.
Для развития исследовательской деятельности детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности. Проектная деятельность это взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Мною были реализованы проекты: «Юные исследователи», «Злаки», «Экологическая тропа», «Русь моя березовая» и т. д.
Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Родители являются моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности. Они помогают мне в оформлении разнообразных коллекций, привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Так постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети умеют многое: совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.