Лариса Владимировна
Организация инновационной деятельности детского сада в условиях использования инновационных процессов в системе управления
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, влекут за собой преобразования в работе дошкольных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующим самым современным требованиям. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. «Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональных планах!». И как бы пафосно ни звучали эти слова - они отражают суть инновационной деятельности.
Публикация «Организация инновационной деятельности детского сада в условиях использования инновационных процессов в системе управления» размещена в разделах
Наше учреждение работает в развивающем режиме, а это требует определённых ресурсов, данные ресурсы имелись, но последние сокращения значительно уменьшили процент квалифицированных педагогов с категориями и узких специалистов.
В качестве ожидаемых конечных результатов повышения профессиональной компетентности педагогов в нашем учреждении обозначены:
• принципиально новый подход в подготовке и создании условий преемственности в процессе непрерывного образования, ориентированный, в том числе и на социальный заказ;
• планирование деятельности на основе рефлексирования.
• достижение качественно нового уровня в дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса;
• повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала
педагогов;
Очевидно, что достижение указанных результатов возможно только при построении эффективной системы работы с кадрами. За основу построения данной системы нами взят деятельностно - целевой подход к педагогическому обеспечению, который имеет многосторонние предпосылки для становления педагога -исследователя.
С самого начала мы столкнулись с рядом проблем:
• низкий уровень профессиональной подготовки в системе дошкольного образования, особенно в области инновационной деятельности;
• отсутствие навыков рефлексирования.
• относительно низкий уровень готовности педагогов к осуществлению необходимых изменений в области содержания работы с детьми, инновационных образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач.
Характер обозначенных проблем и необходимость достижения ожидаемых результатов определили актуальность следующих направлений работы с педагогическим составом:
• осуществление методической работы на диагностической основе, ведущим принципом которой, является - принцип адресности;
• повышение квалификации и переподготовка различных категорий педагогов на основе многоуровневой индивидуально-групповой и профильной дифференциации,
• планирование деятельности учреждения по повышению профессиональной компетентности педагогов по принципу персонифизации, при котором учитывались бы интересы каждого конкретного педагога.
В рамках основных направлений работы учреждения по реализации системного подхода были осуществлены следующие мероприятия, которые позволили нам спланировать и осуществить деятельность по развитию инновационных процессов в УВП.
Решение всех этих непростых задач невозможно было без повышения профессионализма, творческого потенциала работников. В связи с этим возникла необходимость в системном и активном применении различных форм работы с кадрами по повышению их компетентности, что стало условием для дальнейшего развития инновационной и исследовательской деятельности в учреждении.
В Концепции дошкольного воспитания указано, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональные требования к нему в современных условиях очень высоки. Мы представили их в виде модели личности педагога - профессионала.
Здесь просматривается прямая зависимость компонентов друг от друга - чем выше уровень; компетентности, тем эффективнее профессиональная деятельность педагога. Чем выше уровень профессионализма, тем выше компетентность.
С первых дней работы нашего учреждения мы самое пристальное внимание уделяли модернизации образовательного процесса с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
С этой целью администрацией были созданы необходимые условия, так как творческая атмосфера не появится сама собой. Для неё нужно готовить соответствующую почву. Например, в нашем ДОУ, частью управленческой политики стало :
Изучив и проанализировав профессиональные возможности педагогов, мы пришли к выводу, что нам необходимо организовать работу «Школы педагогического мастерства» и «Школы педагогического общения».
На первом этапе основной целью этой формы работы было подготовить педагогов, зачастую имеющих школьное образование, перепрофилировать их на работу в детском саду.
В рамках этой деятельности, в зависимости от возникающих проблем, проводились не только плановые консультативно-информационные мероприятия, но и оказывалась адресная, экстренная помощь педагогам. В настоящее время, исходя из требований в свете президентских инициатив цель работы несколько изменила свою направленность и акценты. Главным для нас стало - сформировать систему непрерывного повышения квалификации сотрудников для освоения ими современных программ и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
На данный момент работа ШПМ организована на условии систематического непрерывного повышения профессиональной компетентности на рабочем месте. Для этого мы используем метод активного и интерактивного обучения, в процессе которого педагоги не получают готовые знания, а «добывают» их самостоятельно
В учреждении уже длительное время функционируют творческие микрогруппы, в которые объединяются педагоги по интересам, исходя из личностной и творческой направленности, энтузиазма, желания глубоко вникнуть в определенную, на их взгляд, значимую проблему, найти общее правильное решение. Состав и количество микрогруппы меняется в зависимости от проблем, возникающих в УВП и задач учреждения.
Ценность этой формы работы заключается в том, что воспитатели овладевают:
o Навыками проблемно-ориентированного анализа, навыками самоанализа и самоконтроля. И самое главное навыком разработки образовательного методического продукта.
Параллельно с творческими микрогруппами в нашем учреждении функционирует научно-методический Совет. В его состав входят руководители творческих микрогрупп, специалисты различных служб. Основное назначение этого профессионального объединения - разработка целевых долгосрочных образовательных проектов.
Советом была разработана План-программа мониторинговых исследований всех направлений и категорий участников педагогического процесса в ДОУ. Для оптимизации и совершенствования управления профессиональным ростом педагогического состава была разработана модель, отражающая основные направления работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов:
В рамках реализации задач структурных компонентов модели были разработаны требования к педагогу- участнику воспитательно-образовательного процесса и «Схема функционального взаимодействия при управлении УВП»
Большую нагрузку по обеспечению результативности работы учреждения вносит психологическая служба ДОУ. Проведенные ею мониторинговые исследования позволяют не только традиционно отслеживать и сравнивать результаты деятельности за тот или иной период, но вовремя выявить сбой в той или иной цепочке УВП, скорректировать работу коллектива, спрогнозировать итоги развития педагогического процесса на основе полученных результатов.
Анализ психолого-педагогических исследований указал на необходимость корректировки системы развития профессионального мастерства с использованием новых подходов и форм.
В качестве новой формы организации творческой педагогической деятельности было решено использовать - Центры, основная суть которых заключалась в разработке и внедрении в практику ДОУ нововведений, обеспечивающих развивающий режим функционирования учреждения по приоритетным направлениям.
Центры реализуют значительную функциональную нагрузку.
По сути дела, Центрам делегируются полномочия по управлению обновлением содержания образовательно-воспитательного процесса одного из разделов программы, что позволяет:
• совершенствовать методы и формы работы с детьми и педагогами;
• обновлять содержание образовательного процесса;
• грамотно осуществлять целеполагание перспективы работы коллектива;
• развивать инновационные процессы.
В состав Центров входят сотрудники, углубленно занимающиеся реализацией задач того или иного приоритетного направления. Руководителем Центра выбирается опытный специалист из числа его участников с высшей квалификационной категорией, способный инициировать разработку и внедрение нововведений и генерировать идеи по их разработке. Его кандидатура утверждается на заседании Совета педагогов.
В нашем учреждении уже на протяжении пяти лет функционирует 4 таких Центра:
физкультурно-оздоровительный;
интеллектуальный;
художественно-эстетический;
по работе с молодыми специалистами.
Таким образом, на данный момент у нас сложилась своя система управления развитием инновационных процессов и ростом творческого потенциала педагогов, характер которой, зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личностной зрелости каждого педагога. Но главную роль играет личность руководителя, от которого зависит в каком режиме будет функционировать учреждение.
Центр по работе с молодыми педагогами. В его задачи входит адаптирование молодого воспитателя к работе с детьми в условиях УВП нашего учреждения. Придаём этому Центру большое значение, так как, придя в детский сад, воспитатель сразу же становится участником учебно-воспитательного процесса и необходимо обучить его полноценно трудиться в соответствии с концептуальными подходами организации УВП нашего учреждения
В результате созданной системы работы Центров наш педагогический коллектив достиг значительных результатов в профессиональной и исследовательской деятельности
В процессе работы нами была апробирована и внедрена в педагогический процесс новая форма работы с кадрами Мастер-класс. Считаем её очень полезной и эффективной для передачи опыта и познания нового посредством активного общения участников. Она способствует повышению квалификации, приобретению новых знаний и помогает понять и уточнить закономерности построения образовательного процесса. Уникальность этой формы общения заключается в том, что приёмы и способы решения педагогических и исполнительских задач, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи теории и практики.
Интересной инновационной формой работы для нас так же явилась такая форма, как временный творческий коллектив, которую мы использовуем при разработке Программ или проектов. Членами такой группы становятся опытные педагоги, компетентные в том или ином направлении развития детей. Данная форма работы хороша тем, что временные творческие группы создаются на определённый отрезок времени, для решения одной конкретной задачи. Это мобильная динамичная группа профессионалов, которая позволяет быстро справиться с определённой проблемой. Причём одновременно могут работать несколько временных творческих групп. Результатом их деятельности являются практические разработки, пополняющие методическую копилку учреждения.
Крайне важно отметить, что все формы методической деятельности документально оформляются распорядительными актами (приказами и Положениями, что даёт нам юридическое право использовать их в работе с кадрами.
Такое сочетание традиционных и инновационных форм организации творческой деятельности педагогов позволило учреждению сконцентрировать и скоординировать свои усилия на создание системы работы по развитию детей в нескольких значимых направлениях и добиться определенных успехов в работе. Мы выявили, что инновационная деятельность педагогов учреждения оказывает прямое влияние на качество и результаты работы с детьми, что подтверждается стабильно высокими результатами развития детей по направлениям и уровнем базисной культуры личности детей за 3 года- 93% - 97%.
Высокие показатели достижений всего учреждения в целом являются результатом последовательного системного подхода к профессиональному росту; педагогических кадров на основе интеграции инновационных и традиционных процессов в МДОУ.