Нина Чистякова
Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт своей работы. Тема моего выступления:
1 слайд
Тема: «Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами».
2 слайд
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Публикация «Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами» размещена в разделах
В сентябре 2017 года в детском саду впервые была открыта группа для детей со сложными диагнозами. Группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Нарушения опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР, ЗРР, ЗПМР и т. д.
3 слайд
Основная цель сопровождения детей с ОВЗ – определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы.
Индивидуальный образовательный маршрут - система совместных действий администрации, воспитателей, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
4 слайд
Создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении – одна из главных задач современной педагогики. Чем раньше удастся обнаружить нарушение нормального развития и осуществить адекватную и своевременную коррекцию, тем больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.
5 слайд
В своей коррекционно - педагогической деятельности, руководствуюсь следующими принципами:
- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
- систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;
- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
6 слайд
Основными этапами коррекционной деятельности являются:
I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение проблемы и способы ее решения);
II этап – комплексная диагностика;
III этап – разработка ИОМ;
IV этап – коррекционно- развивающая работа (индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами ДОУ);
V этап – промежуточная диагностика (выявление динамики в развитии);
VI этап – итоговая диагностика (перспективы).
1. Знакомство с каждым ребёнком начинаю с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в наш детский сад, общей медицинской карты). Из этих документов получаю сведения о психическом развитии детей, об их соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести детей с нарушением ОДА. Это позволяет мне составить предварительное представление о каждом ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
2. Входная диагностика (мониторинг) включает изучение уровня психического, познавательного и речевого развития. Выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; распределение воспитанников на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.
3. Проделанная работа позволила составить индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка группы, определить необходимые игры и упражнения, которые включаю в подгрупповые коррекционные занятия и индивидуальную работу с детьми, а так же составить рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ.
4. Коррекционно- развивающая работа (индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами ДОУ) включает преодоление и компенсацию отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса.
С детьми я провожу подгрупповые занятия по познавательному и речевому развитию. Подгруппы формирую исходя из уровня развития детей.
В комплексе коррекционно-развивающей работы, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В соответствии с программой им отводится большая часть всего рабочего времени учителя-дефектолога. Ежедневно каждому из наших детей оказывается помощь в овладении учебным материалом, предлагаемым всеми разделами программы.
На занятиях моей основной задачей является создание условий для развития познавательных способностей воспитанников, поэтому я применяю различные методы и приемы работы для увеличения мотивации, использую красочную наглядность, дидактический материал, соответствующий теме занятия и возрастным особенностям воспитанников.
5. Промежуточная диагностика (выявление динамики в развитии)
сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
6. В ходе итоговой диагностики определяется результативность коррекционно-развивающей работы (индивидуальной и подгрупповой).
Слайд 7
Содержание индивидуального сопровождения ребенка учителем-дефектологом (ИОМ)
Слайд 8
• 1. Общие сведения о ребенке (на этом бланке я указываю общие сведения о ребенке, о составе семьи (о родителях, законных представителях).
• 2. Характеристика на ребенка (на этом листе указывается диагноз ребенка, а также характеристика его познавательного, психического и речевого развития полученная по результатам диагностики).
• Слайд 9
• 3. План индивидуальной коррекционной работы дефектолога (пояснительная записка (указываю цель и задачи ИОМ, содержание коррекционно-развивающей работы (направления по которым строится индивидуальная работа,
• Слайд 10
• планируемые результаты (на год обучения,
• Слайд 11
• Индивидуальное планирование работы с ребенком (составляется на месяц с указанием игр, упражнений)
• Слайд 12
• 4. На этом бланке - индивидуальная карта динамики развития ребенка (мониторинг) прослеживается результативность коррекционной работы за год
• Слайд 13
Взаимодействие с родителями
Родители воспитанников детского сада являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они имеют всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в детском саду.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Выполнение всех системных составляющих выработанной технологии способствует целенаправленному подходу к воспитанию, обучению, оздоровлению и гармоничному формированию личности воспитанников с ОВЗ.
•
Сложность в работе с детьми со сложной структурой дефекта состоит в том, что: 1. Недостаточное обеспечение специальной методической литературы для работы с детьми со сложными диагнозами.
2. Из-за специфики заболеваний и нарушений физического развития многие воспитанники не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества.
3. Всвязи с тем, что группу посещают дети с разными нарушениями в развитии, встречаются диагнозы противоречащие друг другу. Например, одному ребенку необходима тишина и покой, а другой ребенок в это время издает громкие крики. Нам приходится дополнительно создавать индивидуальные условия для конкретного ребенка. (Такого ребенка я или педагог психолог забираем к себе в кабинет в целях психологической разгрузки, включаем пузырьковую колонну, сухой душ, релаксационную музыку).
Несмотря на возникающие трудности, мы находим выход из сложившейся ситуации, тем самым решаем поставленные задачи, и наблюдаем положительную динамику развития детей. Дети с разными способностями имеют равные возможности. На этом я заканчиваю свое выступление.
Спасибо за внимание.