Белишко Оксана Александровна
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и требований к основной образовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.
Основной принцип дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного, обогащение (амплификация) детского развития;
Публикация «Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
Амплификация развития- максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общение детей со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности в раннем возрасте :
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода);
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
-самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка,
-восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.
Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей раннего возраста. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.
Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние.
Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.
Игра — путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.
Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так как, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни. Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом. При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии.
Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми.
Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.).
Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни, первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период.
Перед нами воспитателями стоит цель: сформировать игровые умения у детей раннего возраста.
Задачи:
-активизировать игровую деятельность.
-заинтересовать игровым материалом.
-увлечь малышей.
-овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.
-осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.
-развивать самостоятельную игру с различными предметами.
-стимулировать овладение орудийными действиями в игре.
-воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.
-формировать интерес к подвижным играм.
-способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была:
- содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной.
Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Также мы не забываем о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Мотивируя детей, мы соблюдаем следующие принципы:
не навязывать ребенку свое видение;
обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом;
обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат.
Список используемой Литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 3 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008. Носова Е. А.
3. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — М. : Детство — Пресс, 2001. 4. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,2005.
5. Игры, в которые играю. — Дубна,2000. Смирнова Е. Ранний возраст :