Татьяна Бочкова
Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы используем развивающие игры Воскобовича. Нравится то, что дети подолгу и с увлечением играют, одновременно совершенствуя интеллект и мелкую моторику рук. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах. Основы интеллекта человека это его сенсорный опыт.
Публикация «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
С помощью игр Воскобовича, есть возможность проявлять творчество и детям и взрослым. Играя в эти игры, у ребенка развивается :
1). Познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое.
2). Развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
3). Развивается воображение, креативность мышления (умение гибко и оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4). Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.
5). Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.
Игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности, причем самостоятельная деятельность очень важна для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Оригинальность и самобытность этих игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и втягивают ребенка в процесс “думанья” над задачей.
“Счетовозик”
Что развивает :
• мелкую моторику рук - координацию “глаз - рука”, точные движения кистей рук и детских пальчиков;
• интеллект – процессы внимания, памяти, способность ориентироваться на плоскости, умение считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические примеры.
“Волшебная восьмерка”
Что развивает :
• интеллект – процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры;
• мелкую моторику рук - координацию “глаз - рука”, точные движения кистей рук и детских пальчиков.
“Чудо цветик”
Что развивает :
• психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение);
• математические представления (освоение состава десяти, соотношения целого и части);
• творческие способности (умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить).
“Шнур- затейник”
Что развивает :
• совершенствование интеллекта – в играх со “Шнуром-затейником” у ребенка развиваются психические процессы внимания, мышления, памяти, воображения и мелкая моторика рук;
• подготовка к обучению чтению – с помощью шнура на игровом поле легко “вышиваются” буквы и несложные слова;
• математическое развитие – разноцветными шнурами можно “написать” цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры.
“Прозрачная цифра”
Что развивает :
• развитие сенсорных способностей – восприятие цвета, знакомство с расположением предметов в пространстве и такими свойствами как гибкость, прозрачность.
• развитие психических процессов – внимание, память, элементы логического мышления.
• предматематическая подготовка – ориентировка в пространстве, знакомство с цифрами, обучение счету.
“Игровизор”
“Игровизор” – это игровое обучающее средство, интеллектуальный тренажер.
Что развивает :
В играх развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму. Ребенок, выполняя задания на “Игровизоре”, может сравнить полученный результат с образцом и легко исправить допущенную ошибку.
“Чудо - крестики”, “Чудо - соты”
Что развивают :
Дошкольники, играя с головоломками, знакомятся с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Правильному восприятию эталонов помогает включение в процесс познания обследовательских действий с помощью тактильно – двигательных, зрительных, осязательных ощущений. Развитию глазомера способствует складывание фигур из частей по схемам различного масштаба.
Головоломки развивают познавательные и творческие способности детей. В игре совершенствуются процессы логического мышления, свойства внимания и пространственное мышление. Манипуляции с деталями конструктора развивают мелкую моторику руки.
В процессе игровой деятельности ребенок познает структуру геометрических фигур (стороны, углы, свойство симметрии, соотношение целого и части.
“Математические корзинки”
Что развивает :
Эта игра помогает сформировать у дошкольника представление о количественном составе чисел, обучить его счету. Ребенок знакомится с составом числа первого и второго десятка помощью одновременного использования зрительного, слухового и тактильно – осязательного анализаторов. Доступным и понятным для детей становятся отношения “больше - меньше” и действия “вычитание”, “сложение”.
Игра “Математические корзинки” способствует совершенствованию мелкой моторики руки ребенка и умений следовать внутреннему плану действий.
“Прозрачный квадрат”
Что развивает :
В процессе игровой деятельности у ребенка развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. Дошкольник знакомится с эталоном формы и величиной, соотношением целого и части (дроби, пространственными отношениями предметов. Игра развивает у детей произвольность, концентрированность внимания, способствует совершенствованию памяти, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения. С помощью игры “Прозрачный квадрат” дошкольник узнает о таких физических свойствах, как прозрачность и гибкость.
“Геоконт”
Что развивает :
Игра “Геоконт” развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствует формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
Игра “Геоконт” и сказка “Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава” погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: “луч”, “прямая”, “точка”, “отрезок”, “угол”, “многоугольник” и т. д.
«Геовизор»
Развивает пространственную ориентацию, формирует умение откладывать заданное количество единиц на оси. Позволяет закреплять буквы и числа, геометрические фигуры. Использование схематического изображения фигур и объектов развивает образное мышление, внимание, самоконтроль, формирует способность к рефлексии. Развивает мелкую моторику.
«Цветные счетные палочки Кюизенера»
Позволяет закреплять знание цветов и цветовых оттенков. Понятия цвет, размер и моделирование чисел с помощью палочек подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития (обобщение, кодирование и декодирование, выявление свойств и их абстрагирование, сравнение, классификация, логические операции). Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.