Оксана Микляева
Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей- важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду родители у дети закрепляли дома.
В самом начале учебного года на первом родительском собрании мы знакомим родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываем, на что следует обратить внимание, именно, в этой возрастной группе, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года.
Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Указываем родителям на необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке. Предлагаем родителям чаще использовать в занятиях с детьми счё тные палочки: выкладывание геометрических фигур, в сравнении количества, счете.
Рекомендуем развивать наблюдательность у ребёнка. Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли в природе, сравнить по величине предметы (по высоте, ширине, длине и т. д.) Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже. Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на шишки. У малышей спросить: «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». Старшим дошкольникам предлагается пересчитать шишки, принести заданное количество шишек и т. д. Рекомендуем родителям использовать для счета любой повод: пересчитать ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или птиц во время прогулок, фрукты в вазе и т. д.
Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать, накрывая на стол. Предложить ребенку пересчитать, сколько человек сядет за стол, сколько нужно поставить тарелок, чашек, положить вилок, предложить ребенку сделать это самостоятельно.
Во время приготовления обеда, можно заняться измерением: спросить ребенка, где больше воды: в кастрюле или чайнике, чашке или стакане и т. д.
Рекомендуем родителям использовать настольные игры, которые являются хорошим помощником в овладении счё том : лото, домино с точками, игры с кубиком. Играя с родителями, дети,таким образом, усваивают счет.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том,чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги. Для закрепления временных понятий рекомендуем родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать?», когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо указать родителям на важность развития мелкой моторики у детей, дать рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, выполнению штриховки, обведения по контуру, печатания цифр и узоров по клеточкам.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются :
• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.
• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании,в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации,как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество,форма, размер,пространство,время);
• изготовление дидактических игр совместно с родителями;
• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;
• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках(«Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• анкетирования, позволяющие:
-узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых. Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.