Елена Семёнова
Опыт работы Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представле
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги. Вас приветствует воспитатель I категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 6 «Золушка» Семёнова Елена Викторовна. Позвольте представить вашему вниманию опыт работы : «Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
2 слайд.
Публикация «Опыт работы Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представле» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Математика – неотъемлемая часть наук. Это важный, интересный, увлекательный и главное, необходимый во всех областях жизни предмет. Она развивает речь, мышление, воображение, восприятие. Некоторые родители считают, что, если их ребенок научится читать, писать, считать, то он будет хорошо учиться в школе. Однако сталкиваются с тем, что в школе ребенок испытывает трудности при выполнении заданий на логическое мышление. Работу по развитию мыслительных операций необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как для детей характерна огромная познавательная активность.
3 слайд
Путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие мыслительные операции, как анализ (мысленное разделение предметов на части, свойства (цвет, форма, вкус, синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое, сравнение (сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними, обобщение (мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам, классификация (разделение множества на группы покакому–либо признаку). Для достижения результата дошкольникам приходится преодолевать сложности, проявлять настойчивость, гибкость мысли, смекалку, сообразительность. Эти умения очень пригодятся в школе.
4 слайд.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию дошкольников по развитию мыслительных операций с помощью занимательного математического материала.
Исходя из актуальности, я определила цель моей работы :
-развитие мыслительных операций у дошкольников через занимательный математический материал.
В соответствии с целью, я выделила для себя следующие задачи:
1. развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;
2. формировать элементарные математические представления;
3. развивать мыслительные операции с помощью занимательного математического материала.
5 слайд.
В ходе проведенной работы я предполагала выйти на следующий результат:
- развитие мыслительных операций у детей с помощью занимательного математического материала;
- активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада
- внедрение опыта работы среди воспитателей ДОУ
6 слайд.
Для себя я определила следующие этапы работы :
1. Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Проведение диагностики на начало года.
3. Составление и внедрение перспективного плана в работу с детьми.
4. Оформление в группе уголка «Занимательная математика».
5. Проведение работы с родителями.
6. Проведение диагностики на конец года, аналитический отчет.
7 слайд.
С целью выявления уровня развития мыслительных операций была проведена диагностика, которая показала следующие результаты: низкий уровень - 35%, средний уровень - 52%, высокий уровень -13%.
8 слайд.
Свою работу я проводила по 3 направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами.
9 слайд
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды. Мною был оформлен в группе уголок «Занимательная математика». Подобранный математический материал активизирует умственную деятельность, заинтересовывает, увлекает, расширяет и углубляет математические представления по следующим разделам:
1. Величина
2. Количество и счет
3. Форма
4. Пространственные представления
10 слайд
В своей работе использую игровые, здоровьесберегающие технологии и технологию проектной деятельности
11 слайд.
Технологию проектной деятельности применяю с целью развития и обогащения математического опыта детей посредством включения их в различные виды деятельности. Использование данной технологии позволяет лучше узнать способности воспитанников, проникнуть в их внутренний мир. Я разработала проект «Сказочная математика», который включает в себя разнообразные виды деятельности, такие как НОД («Путешествие в страну Математики», конструирование из геометрических фигур, чтение различных сказок («Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», выставка работ по аппликации «Путешествие в страну геометрических фигур», подвижные игры («Найди свой гараж», «Найди скворечник», в итоге проведено математическое развлечение с клоунами Весельчаком и Игруном.
12 слайд
В ходе непосредственной образовательной деятельности я использую здоровьесберегающие технологии математического содержания :
• физминутки– позволяют снять мышечную усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, умения выполнять движения в соответствии с текстом, а также в игровой форме закрепить счет, ориентировку в пространстве;
• пальчиковая гимнастика - развивает мелкую моторику детских рук и пальцев, способствует развитию мозга и речи ребёнка, улучшает память, готовит руку к письму, способствует закреплению счета, названий геометрических фигур;
• дыхательная гимнастика – помогает насытиться кислородом каждой клеточке детского организма, учит детей управлять своим дыханием, позволяет закрепить счет и пространственные представления;
• гимнастика для глаз - замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение, повышает работоспособность зрения, помогает закрепить пространственные представления, счет, форму предметов.
13 слайд
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому использование игровых технологий полезно для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. С помощью дидактических и подвижных игр математического содержания я повышаю эффективность педагогического процесса, развиваю память, мышление, внимание, воображение.
14 слайд
На слайде представлен примерный перечень математических игр, которые я использую в своей работе. Рекомендованные мною игры позволяют развивать мыслительные операции детей дошкольного возраста. Дети не видят, что их чему-то обучают, они думают, что играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, складывают, сравнивают, группируют, классифицируют предметы по определённым признакам, делая правильные выводы.
15 слайд
Я использую разные формы организации непосредственной образовательной деятельности.
1. Занятие – путешествие : дети отправляются в путешествие, чтобы кому-нибудь помочь. На протяжении всего путешествия выполняют различные задания.
2. Занятие – игра : такое занятие включает дидактические игры математического содержания. Такие игры являются играми только для детей, для взрослых – это способ обучения.
3. Занятие – сказка : все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.
16 слайд
Родители являются активными участниками педагогического процесса детского сада. Поэтому необходимо обогатить знания родителей по данной теме. Я использую для этого различные формы работы : консультации, семинары, мастер-классы, презентации, дни открытых дверей.
17 слайд
В работу с педагогами входят семинары, открытые просмотры, презентации, рекомендации.
18 слайд
В итоге своей работы я провела повторную диагностику по тем же методикам, что и на начальном этапе. На слайде представлена сравнительная диагностика на начало года и на конец года. Можно отметить положительную динамику: стало меньше детей с низким уровнем развития мыслительных операций (было 35%, стало 9%, количество детей со средним уровнем 52% в начале и конце года, увеличилось количество детей с высоким уровнем с 13% в начале года до 39% в конце года. Таким образом, организация специальных условий на занятиях по математике у детей дошкольного возраста, очень благоприятна как для развития мыслительных процессов, так и для формирования математических навыков.
Спасибо за внимание.