Мадина Моргоева
Опыт работы «Организация и содержание индивидуальной работы по ФЭМП у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Организация и содержание индивидуальной работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников»
Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. Во все времена российских и зарубежных педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы воспитателю помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.
Темочки:
Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»
ИДЕАЛ – это дети:
имеющие высокую познавательную мотивацию;
свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;
имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;
эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;
открытые для общения друг с другом и со взрослыми;
подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.
Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются :
сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;
овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.
Этого результата невозможно достичь, опираясь только на специально организованную образовательную деятельность. Необходимы индивидуальные занятия.
Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.
Индивидуальная работа создает условия для :
успешного усвоения программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой, величиной)
овладения математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина)
получения знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения;
развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
повышения самооценки (положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.
Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.
Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий :
сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает как хочет, сам выбирает цвет);
создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;
индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;
не травмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.
Для того, чтобы у ребенка возникало желание выполнить задание, можно подготовить дидактический материал, соответствующий возрасту воспитанников – пособия и игры, изготовленные своими руками.
Математическая игра-тренажер «Играй и считай!» представляет собой несколько отдельных игр (счетных полос) от 1 до 5 и от 1 до 10, выполненных из фетра. На лицевой стороне изображены картинки (5 или 10 и соответствующая цифра, на оборотной – цифры (от 1 до 4 или от 1 до 9). Во время игры ребенку предлагается посмотреть, кто же будет играть с ним, обследовать фигурки пальчиками. Перевернув игру, знакомим с цифрами, даем возможность так же обследовать их.
Цель игры-тренажера: формирование счетных навыков у дошкольников.
Задачи:
Закреплять знания детей о последовательности чисел в пределах 10.
Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10).
Формировать умение определять последующее и предыдущее число к заданному.
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Способствовать развитию интереса к математической деятельности посредством активизации положительных эмоций.
Инструкция к игре-тренажеру «Играй и считай!». Ребенку предлагается посчитать, сколько птичек/рыбок будет играть с ним в прятки. «Смотри, перед нами 5 птичек, а это цифра 5 (показываем). Одна птичка решила спрятаться (заворачиваем край полоски). Спряталась! Посчитай, сколько птичек осталось? А вот и цифра 4 появилась!». Аналогично по очереди прячутся все птички, полоска постепенно сворачивается полностью. Таким образом, закрепляем обратный счет. Затем полоска разворачивается. И птички появляются одна за другой. Для закрепления количественного, порядкового счета спрашиваем: «Сколько птичек будет играть с нами в прятки?», «Какая по счету птичка спряталась?».
Используем в своей работе разнообразный подручный материал. Игры с пуговицами, киндер-игрушки, счетные палочки помогают развивать не только счетные навыки, но и ориентировку на плоскости, мелкую моторику.
Авторская игра «Подбери мышке украшение». Игра выполнена из бросового материала: мышки – обвязанные киндер-капсулы, хвост – шнурок, украшения — разноцветные пластиковые крышечки с отверстиями.
Инструкция: «Мышки, собираясь на праздник, украшают свой хвостик бусинами. Мышка в зеленом платье выбрала для себя вот такие бусы (воспитатель показывает ребенку карточку – схему). Помоги мышке нарядиться». Во время игры дошкольники закрепляют навыки счета. Помимо этого, упражняются в работе с карточками – схемами, учатся выполнять задания по образцу, закрепляют основные цвета.
Фетровый театр «Три поросенка». Придумывая различные сюжеты, воспитатель предлагает ребятам задания на сравнение групп предметов, способствует усвоению детьми математического понятия «Столько – сколько».
Дети 4-5 лет знают еще не все цифры, называют или узнают лишь некоторые из них. Определенные трудности возникают, когда результат счета надо обозначить цифрой с необходимым количеством предметов. Для решения этой проблемы изготовили цифры из бумаги, картона, фетра, на магнитах. Такие дидактические игры, как «Узнай цифру на ощупь», «Назови имя цифры», «Раскрась цифры» пробуждают в дошкольниках интерес к математической деятельности, в игровой форме помогают сформировать представление о цифрах.
Привлекательный и яркий, побуждающий положительные эмоции, весь дидактический материал в группе находится в полной доступности детям.
Считаем, что индивидуальные занятия с дошкольниками предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым. Для достижения положительного результата нам помогают такие педагогические приемы, как объяснение, подсказка, поощрение. Не травмирующая положительная оценка подкрепляет стремление ребенка что-то сделать, узнать.
При работе с неуверенными детьми создаем «ситуацию успеха», предвосхищение ситуации. Накануне занятия мы знакомим их с новым материалом, тем самым повышаем активность ребенка в ходе образовательной деятельности, способствуем развитию чувства уверенности в себе. Самооценка повышается, появляется осознание собственной ценности.
Для детей, идущих с опережением программы, мы предлагаем задания повышенной сложности, ориентируясь на зону ближайшего развития.
Индивидуальная работа с детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Поэтому своим воспитанникам предлагаем разнообразные игровые задания во время прогулок: «Посчитайте, сколько птичек в кормушке?»; «Пять ребят будут кататься с горки, сколько нужно для этого ледянок?». В ходе сюжетно-ролевых игр: «Постройте столько гаражей, сколько машин к вам приехало»; «Постройте домик, в котором будет 3 этажа». Дежурным по столовой необходимо накрыть стол на определенное количество персон и т. д.
Оформляем для родителей воспитанников информационные стенды «Наши достижения» или «Чему мы уже научились», «Что необходимо повторить и закрепить дома». Проводим индивидуальное консультирование родителей, рассказывая об успехах или затруднениях детей, нацеливая на сотрудничество.