Марина Первухина
Организация и планирование прогулок в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и планирование прогулок в зимний период»
Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний, а при морозе не выживают болезнетворные бактерии, поэтому воздух становится практически стерильным. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.
Публикация «Организация и планирование прогулок в зимний период» размещена в разделах
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В течение года прогулки проводятся ежедневно. В зимний период прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра.
При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще. Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°С и скорости ветра не более 15 м/с.
С детьми 5-7 лет — не ниже –20°С и скорости ветра не более 15 м/с. при температуре воздуха ниже –15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки :
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Виды прогулки (по месту проведения) :
- на участке ДОУ;
- за пределами территории ДОУ (поход, экскурсия)и и задачи прогулки в дошкольном учреждении
Планируя целевую прогулку за пределы детского сада, воспитатель и помощник воспитателя должны хорошо знать маршрут и учитывать длительность пребывания детей на улице.
Требования к подготовке и возвращению с прогулки :
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
1. воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания
2. помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную
3. воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю
4. в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;
5. детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой
Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам.
1. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем
2. Помощник воспитателя помогает детям развязать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу.
Порядок одевания и раздевания детей:
1. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: в начале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
2. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.
3. Помощник воспитателя помогает детям развязать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу.
(В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьё ног).
Требования к одежде детей:
1. в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
2. при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;
3. при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды;
4. при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.
(в летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.)
Структура прогулки выглядит следующим образом:
1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей (игровая и двигательная)
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
В течение всего года обязательно проводится и вечерняя прогулка, на вечерней прогулке снимаются два структурных компонента: наблюдение и трудовые действия.
Обязательно ставятся и вносятся в план цели таких структурных компонентов прогулки как :
Наблюдение (за живой и неживой природой);
- Наблюдения (рекомендуется указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения) :
- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);
- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);
- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т. д.).
Двигательная активность детей на прогулке включает в себя : подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке :
в младшей группе – 6-10 мин,
в средней группе – 10-15 мин,
в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
На вечерней прогулке : в младшей и в средней группах – 10-15 мин,
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, играми с элементами соревнований. Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр (в течение месяца может разучиваться одна игра, а на неделю планируется одна игра, но уже знакомая детям).
К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах.
Самостоятельная двигательная активность.
Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, санки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
При оформлении территории детского сада большое значение придаётся безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т. к. он практичен и смотрится ярче. Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.
В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке, на каждом групповом участке необходимы следующие группы снежных фигур:
Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:
В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 младшей группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
Организация индивидуальной работы. В соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей; с этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Трудовая деятельность. Планируется труд на участке, необходимо указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В приемной группы на информационных стендах размещаем консультации для родителей: «Как правильно одеть ребенка зимой», «Подвижные игры зимой», «Чем занять ребёнка на прогулке?», «Правила безопасности на дороге»
К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т. к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок и проветривания помещения в отсутствие детей.
Для детей любая погода хороша, и ежедневная прогулка необходима Зимний чистый воздух очень полезен ребенку. Дети должны находиться на улице примерно от 3 до 4 часов ежедневно.
Одежда не должна сковывать движения ребенка. Поэтому не стоит одевать слишком много вещей, боясь, что ребенок замерзнет. Напротив, вспотев, у малыша больше шансов простудиться, чего как раз и боятся мама с папой.
Однако не стоит и забывать о том, что и зима, как это ни странно, может радовать людей не сильно морозными деньками. И бывает так, что когда температура воздуха едва достигает 0°С, родители все равно считают, что на крохе должно быть много теплой одежды, тем самым одевая его не по погоде, а по календарю. Собирая ребенка на прогулку, придерживайтесь правила: Одеваем ребенка по погоде.
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей традиционными для этого времени года простудами и очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые правила.
Правильно организованная прогулка детей, создание условий для двигательной активности зимой, может дать следующие результаты; ребенок меньше будет болеть, у детей развивается познавательный интерес, повышается двигательная активность. Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной и познавательной активности детей в зимнее время. Зимой очень важно активизировать пребывание детей на свежем воздухе, вопреки стуже. Поэтому надо стараться извлекать максимум пользы из природных условий в зимнее время года.