Наталья Милаева
«Организация и оборудование процесса музыкального воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащает деятельность детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и на улице- песня может звучать в любой подходящей ситуации.
Велика роль музыки в воспитании у ребёнка правильного отношения к доступным его пониманию явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, прогулках, в ходе бесед воспитателя. При этом охватывается достаточно широкий круг понятий, начиная от ближайшего окружения-достопримечательностей родного города, села до понятия –Родина.
Публикация «„Организация и оборудование процесса музыкального воспитания в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность.
Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, танце.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста и развитие их способностей реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагогом из разнообразной деятельности.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга. Одни из этих форм организуются регулярно, например музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, другие — эпизодически. Организует и направляет всю работу по музыкальному воспитанию педагогический коллектив — заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.
Однако организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
Если на занятиях применяется коллективная форма, то самостоятельная деятельность возникает по инициативе одного или нескольких ребят и продолжается по мере сохранения интереса, а также смены режимных моментов. На занятиях ставится задача научить ребёнка усваивать в определенной последовательности способы восприятия, исполнительства, развить его музыкальные и творческие способности. Задача самостоятельной деятельности-выявить детские интересы, мотивы их возникновения, удовлетворить их запросы. Задача организации праздников и развлечений-обогатить переживаниями, приобщить к современности, создать запас ярких впечатлений.
Музыкальные занятия должны отвечать общим педагогическим требованиям. Как и на других занятиях, здесь проводится большая воспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое отношение к усвоенному материалу. Педагог должен чётко организовать учебный процесс, умело переключая детское внимание на восприятие последующего произведения или деятельности.
Построение занятия должно отвечать следующим требованиям:
1) Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей;
2) Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в
3) процессе приобретения навыков, знаний;
___ 1- (3, стр. 33,42).
4) Обеспечивать связь и последовательность видов деятельности;
5) Быть вариативным и соответствовать возрастным возможностям детей, учебным заданиям.
Ещё одно педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования :
- это предметно-пространственная среда.
Оборудование зала
В детском саду музыкальные занятия проводятся зала в зале или групповой комнате.
Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей и т. д. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.
Для пианино следует выбрать такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.
Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий, то здесь находится и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, обручи и т. д. Это оборудование можно использовать и во время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая литература хранятся в секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.
Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. Пол в зале лучше всего застелить ковром, чтобы во время движений дети не поскользнулись.
На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви.
___ 2- (3 стр. 79)
Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности детей
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склон-ности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки - отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках3.
Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.
Желательно в каждой группе иметь магнитофон с дисками с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт». В последнее время широко используются педагогами устройства с флеш-картами.
Пособия и музыкально-дидактические игры
Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения
мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к
___ 3- (3,стр. 29)
музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
___ 5- (6 ,стр. 230)
6- (1,стр. 250)
Устанавливается 2 типа музыкальных игрушек : неозвученные (лишь изображающие музыкальные инструменты)и озвученные. Назначение первых-создавать игровую ситуацию, при которой дети,фантазируя и напевая,представляют себя играющими на музыкальных инструментах.
Вторые подразделяются на 4 типа:
1)игрушки-инструменты со звуком нефиксированной высоты- погре-мушки, кастаньеты, бубны, барабан.
2)игрушки-инструменты, построенные на одном звуке- свирели, дудки, рожки.
3)игрушки с фиксированной мелодией-органчики, музыкальные шка-тулки.
4)игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом-металлофоны, пианино, рояли, флейты, баяны, цитры, домбры и т. д. 7
Игра на инструментах, применение музыкальных игрушек является доступной деятельностью для детей в различных условиях- как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной игре, возникшей по собственной инициативе.
Значение музыкальных занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребёнка, формируется его эстетическое отношение к окружающему,искусству посредством применения и чередования пения, ритмики, слушания музыки.
На занятиях формируются положительные качества как отдельной личности,так и коллектива в целом. Следовательно, музыкальные занятия можно считать необходимым компонентом подготовки ребят к школе. 8
___
7-(1,стр. 173)
8-(1,стр. 9)
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогощающие дошкольников новыми представлениями.
Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
___ 9 –(2,стр. 39)
Список используемой литературы:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду : Учебник для учащихся пед. уч-щ. /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. М. : «Просвещение»,1982 г. ,271 с.
2. Музыкальное развитие ребёнка. Н. А. Ветлугина. М. «Просвещение», 1967г. 413 с.
3. Музыкальное воспитание в детском саду. Ветлугина. М. «Просвещение»,
1981г. ,240с.
4. Музыкальные занятия с малышами. В. А. Петрова. -М. : Просвещение,1993.-191с.
5. Игрушки и пособия для детского сада. Сост. Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1982. - 175с.
6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Сост. Л. В. Русскова. - М. : Просвещение, 1986. - 400 с.
7. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда. С. Л. Новоселова. - М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. – 254с.