Вера Мыськив
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка
▼ Скачать
Актуальность выбранной темы не случайна. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Публикация «Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания для развития всех сторон личности ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:
1. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно – ролевых играх, на занятиях по физкультуре, прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально – эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребёнка.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Она часто выступает перед детьми и как исполнитель: поёт песню, играет на детских музыкальных инструментах, танцует. Особо важную роль играет воспитатель при руководстве художественной самостоятельной деятельностью детей в их повседневной жизни.
Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащается деятельностью детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и в процессе игр, и на прогулке – песня может звучать в любой подходящей ситуации.
Музыкальное воспитание тесно связано с некоторыми видами занятий дошкольного возраста. Например, использование музыкальных произведений в ознакомлении с окружающим миром. Природа отражена даже в песнях для самых маленьких. В них выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным, разные времена года передаются через близкие и понятные детям конкретные произведения «Уточка купается» А. Лазаренко. В песнях старших детей природа показана во всём богатстве её проявлений, связанных с разнообразными настроениями. Ввиду богатства содержания произведений, окружающих природные явления, они могут быть широко и разнообразно использованы в педагогической практике: на занятиях, в беседе об особенностях времён года, при знакомстве с птицами и животными, на экскурсиях.
На занятиях по изобразительной и речевой деятельности музыка применяется для усиления художественного образа, который детям предстоит передать в собственном исполнении, чтобы обогатить их проявления, вызвать нужные эмоции, способствовать выразительности их действий. Например, можно дать детям прослушать аудиозапись «Малыш в лесу» из цикла «Звуки живой природы» и предложить нарисовать лес, котрый они себе представили во время прослушивания музыкального произведения. Серия «Волшебные голоса природы» познакомит детей с голосами птиц, звуками леса и морского побережья.
Также музыка широко используется в проведении физкультурных занятий и утренней гимнастике. Использование музыки в комплексе с физкультурно – оздоровительной работой решает ряд определённых задач :
1. Укрепление здоровья:
- Способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
- Формировать правильную осанку.
- Содействовать профилактике плоскостопия;
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые и координационные способности;
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
- Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности творчества в движениях;
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
В течении дня песня, музыка часто звучит в детском саду. Например, утром в ясельной группе детского сада можно включить детскую инструментальную музыку известных композиторов для того, чтобы успокоить плачущего ребёнка. Малыш прислушивается к спокойной музыке, успокаивается, лучше и быстрее проходит период адаптации. Также можно использовать аудиозапись «Колыбельная для малышей» во время засыпания. Ведущие специалисты в области педагогики и педиатрии убеждены в благотворном воздействии музыки на развитие интеллекта и творческих способностей детей. Нежные мелодии успокоят малыша перед сном, разовьют музыкальный слух и чувство ритма. Инструментальная музыка, которая используется в детском саду, адресована самым маленьким слушателям. Для них специально аранжирована целая коллекция всемирно известных мелодий светлых гениев классической музыки таких как : В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, Ф. Шопен и т. д.
Музыка используется детьми в разных играх. Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для музыкальных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д.
Музыкальная игра приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально – игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки. Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощении и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребёнку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в её звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности. Принести детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким – либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам. Опыт удовольствия от общего с музыкой, который получает ребёнок в музыкальных играх, сыграет огромную роль в его дальнейшем стремлении заниматься музыкой и узнавать новое о ней. Знакомые песни часто звучат в сюжетно – ролевых играх: девочки поют колыбельную кукле или поплясать, напевая весёлую мелодию. Песня организует действия, придаёт выразительность, ритмичность движениям, позволяет выразить чувства настроения, возникающие в ходе игры. Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Также музыкальные произведения используются в проведении подвижных игр и эстафет. Музыка придаёт темп игры, создаёт весёлое настроение. Спокойная музыка позволяет детям расслабиться после активной подвижной игры, восстановить дыхание, успокоиться. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствие, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей. Музыка, движение – это средство, которое благотворно действует на здоровье ребёнка. Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной зарядки, снять умственную перегрузку и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движения и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения решают следующие задачи :
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3 Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку.
Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Уже в младшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно выполнять композиции музыкально – двигательных образов, основываясь на эмоциональном восприятии музыки; умеют перевоплощаться в образы различных персонажей, передавая особенности их пластики и движений; согласовывать свои движения и с движениями партнёра. Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, - самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращённые к нему с радостью и любовью.