Василя Гатина
Консультация. «Рациональная организация двигательной активности в рамках ограниченного небольшого пространства».
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках.
Публикация «Консультация, „Рациональная организация двигательной активности в рамках ограниченного небольшого пространства“,» размещена в разделах
Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям и то обилие информации, которую они получают через интернет, телевидение, должно формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.
В связи с проблемой мест в ДОУ и уплотнением групп закрываются физкультурные залы, количество детей увеличивается до 30. Возникла проблема безопасности и встал вопрос, как организовать детей, чтобы снизить до минимума травматизм во время проведения физкультурных занятий и самостоятельной организованной деятельности.
Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращением игровых площадок, большое количество транспорта, преобладанием статичного время препровождения. ДА детей зависит от времени года, особенно в наших сибирских условиях, где зима длится почти 9 месяцев.
Cамая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Цель нашей работы - удовлетворение естественной потребности детей в движении в группе.
Также решаются задачи:
1. Научить самостоятельной двигательной активности в условиях группы.
2. Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.
3. Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.
С целью реализации данных задач, для начала было проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. Анализ показал, что дети любят: строить из конструктора «Лего» и обыгрывать постройки; играть в сюжетно-ролевые игры (больница, парикмахерская, семья, рисовать рисунки, а больше всего любят раскрашивать раскраски; настольные игры, кубики - любят складывать сюжеты из сказок; разнообразные лото. Любят играть в словесные, пальчиковые, хороводные игры.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников определила приоритеты в режиме дня.
Как можно классифицировать ДА
• Регламентированная двигательная активность
• Частично-регламентированная двигательная активность
• Нерегламентированная двигательная активность
Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.
Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно организованная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви.
Третье место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
В нашей группе предметно-развивающая среда позволяет детям самостоятельно организовывать двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства.
Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр: «Тихий тренажер». (Приложение).
Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.
На сегодняшний день у современных родителей важно сформировать и поддержать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своего ребенка. К сожалению, в силу низкой культуры общества, здоровье еще не стоит на первом месте. Сегодня родители сетуют на нехватку свободного времени в результате занятости на работе. Только тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволит сформировать и поддержать положительную мотивацию детей к занятиям физической культуры
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях довожу до сведения родителей как оценивать здоровье ребенка, в группе имеется подборка различных гимнастик, подвижных игр, упражнений, рекомендую литературу.
Вся эта работа позволяют постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.
В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.
Приложение.
«Тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.
1.«Классики». Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.
Оборудование: коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т. д.
Ход: Дети прыгают по коврикам, как по классикам.
I вариант: ноги вместе – ноги врозь.
II вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…
III вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.
2. «Гигантские шаги». Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.
Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.
Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика
на коврик (прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)
3. «Весёлая дорожка». Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
4. «Достань ягодку». Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.
Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
5. «Пройди по стенке». Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.
Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1 до 1,5м, на полу мягкий коврик.
Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на
стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя
в положение «Свечка».
6. «Допрыгни до полосочки». Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.
Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
7. «Путаница». Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Оборудование: На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.
Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево, при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.
I вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.
II вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.
III вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная)
8. Дорожка "Апельсиновая". Состоит из клеёнки шириной 35см, длиной 2,5м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.