Юлия Бажанова
Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие гражданской идентичности для отечественной научной
педагогики является относительно новым. Идентичность – термин из
психологии. Существует множество определений этого качества, но все они
едины в одном – это представление о самом себе, собственной истинности,
полноценности, сопричастности миру и другим людям, и все эти
компоненты, по мнению ученых – психологов, начинают развиваться в
дошкольном детстве.
Гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине,
ее народу, корням и традициям. Таким образом, гражданская идентичность –
Публикация «Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности» размещена в разделах
это соотнесение индивидом себя с обществом во всех социокультурных
измерениях: язык, менталитет, мировоззрение, культурные, социально –
политические ценности, нормы поведения. Она является устойчивым
продуктом социализации, это личная, нравственная позиция и
сопричастность к сообществу граждан одной страны на общекультурных
принципах.
Формирование основ гражданской идентичности начинается уже в
дошкольном детстве. В старшем дошкольном возрасте у ребенка
складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки,
первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и
представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и
системе отношений с другими людьми, является ключевым образованием
самосознания личности, ее идентичности. Идентичность формируется через
осознание своего имени, расовой и этнической принадлежности, родного
языка, приобщением к национальной культуре малой родины, родной
страны.
Структура гражданской идентичности включает в себя три основных
элемента:
когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной
общности,
ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к
факту принадлежности,
эмоциональный – принятие или непринятие гражданской
общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.
Наша работа по формированию основ гражданской идентичности
направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными
ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих
культурное, историческое прошлое России. Любая педагогическая
деятельность строится на взаимосвязанных этапах
Цель – формирование первичных представлений, обеспечивающих
гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста, через
все виды деятельности.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Формировать :
представления о себе, других людях, о малой Родине и
Отечестве;
представления о том, что Россия – многонациональное
государство;
уважительное отношение к родному языку, как языку нации;
представления о культурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
Воспитывать:
толерантность и уважение к другим народам через овладение
информацией о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран
и народов мира;
развитие нравственных качеств личности ребенка через русскую
национальную культуру, фольклор, народные и государственные праздники.
Важным моментом выступает именно влияние окружающей среды на
формирование личности дошкольника, усвоения им социокультурных норм и
национальных традиций. Такой средой выступает дошкольное учреждение.
Дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт,
очень сложно установить определенные ценностные отношения с миром.
Огромное значение имеет развивающая предметно пространственная среда, –
все, что окружает ребенка, формирует его психику, мировоззрение, служит
источником знаний и социального опыта ребенка, а значит, является
значимым фактором в восприятии основ гражданской идентичности. В своей
работе мы определили следующие приоритетные области:
Социально – коммуникативное развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
освоение и усвоение правил и норм общения на правильном
языке.
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений:
о себе, других людях, объектах окружающего мира;
о малой родине и Отечестве;
о социокультурных ценностях нашего народа;
об отечественных традициях и праздниках;
о планете Земля как общем доме людей;
об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания:
произведений искусства;
мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны
между собой логически и вместе представляют целостную картину. План
обеспечивает содержательность, определенность, управляемость. Мы
считаем, что работа по формированию основ гражданской идентичности
будет результативной, если ее реализация осуществляется через календарно-
тематическое планирование, таким образом, она будет систематической и
максимально эффективной. В разработанном нами календарно-тематическом
планировании мы охватываем все виды детской деятельности.
Взаимодействие с семьей.
Успешность любой деятельности связана с определением всех
участников процесса. Семья является социальным институтом воспитания, в
ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В
семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся
общаться. Тесное сотрудничество на доверительной основе
поможет достичь максимальных результатов. Чтобы работа с родителями не
ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы,
консультации, необходимо вовлечь их в процесс формирования основ
гражданской идентичности с помощью взаимодействия: включение
родителей и детей в общее дело – участие в спектаклях, играх, проектах,
конкурсах. В своей работе мы старались использовать различные формы.
В таких совместных видах деятельности укрепляются внутрисемейные
и детско-родительские отношения. Также одной из интересных форм
взаимодействия стала презентация семейных профессий, семейных традиций
в выборе профессий. Такой опыт формирует более глубокое представление о
мире профессий и уважения к чужому труду, труду взрослых, понимание
того, что каждая профессия важна для страны.
В современных условиях социальным и государственным приоритетом
становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности
у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний,
формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту
деятельности.
Множество определений понятия «гражданственность» сходны в том,
что под ней понимаются способности человека убежденно и ответственно
сознавать свои права и обязанности, руководствуясь ими, действовать на
пользу Родине и народу. Следовательно, гражданственность – это наивысшая
ступень развития нравственного сознания личности, которое формируется в
ходе накопления социально – нравственного опыта и является ориентиром
гражданского поведения. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность
и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее
богатства начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность
в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и
культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть
патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и
берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате
целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут
быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.