Елена Капенкина
Организация адаптационного периода
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала ДОУ. Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа: - 1 этап – до поступления детей в группы (с момента записи ребенка родителями – первое посещение ДОУ); - 2 этап – период длительностью 8 недель с поступления детей в группу; - 3 этап – подведение итогов адаптационного периода.
Темочки:
На первом этапе должна проводиться психологическая, методическая, материально – техническая подготовка всех участников педагогического процесса в 1 младшей группе, организационное родительское собрание, после которого родители приглашаются для беседы, задают вопросы воспитателям группы и специалистам детского сада.
В ходе первой беседы родителям поступающего в сад ребенка должна выдаться памятка, разработанная совместно старшим воспитателем. и воспитателями группы раннего возраста, в котором даются основные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, профилактике дезадаптации. Также заполняется родителями анкета на ребенка
На втором этапе ведётся непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода.
Старший воспитатель совместно с медицинским работником анализирует причины нарушений адаптации детей (изучаются медицинские карты, составляет рекомендации родителям, воспитателям. (Нарушения сна, поведения, эмоциональной нестабильности и пр.)
Основное направление работы в адаптационный период – работа с детьми. Считается, что положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом. Воспитатели группы в течение адаптационного периода проводят занятия, психологические игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Предлагает воспитателям подборки игр, упражнений, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности.
Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа с детьми начинается с утреннего приема детей (с 7.00 до 8.00). Это речевые настройки, психологические игры, игры - забавы, повышающие эмоциональный настрой детей. Хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.
Включение в работу педагогов методов профилактики психоэмоционального напряжения проходит в несколько этапов:
Разъяснение необходимости проведения психологических минуток для создания эмоционально – психологического комфорта как основы психического здоровья детей.
Обучение способам действия, обеспечение необходимым материалом: упражнения на саморегуляцию, тексты и музыка для релаксации, психологические игры.
Проведение ежедневных психологических минуток в течение дня.
В раздевалке на информационном стенде размещаются рекомендации «Как облегчить для ребенка момент расставания с вами утром» ,информация о возрастных особенностях детей, характеристика адаптационного периода, рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации.
На третьем этапе проводится совещание по итогам адаптационного периода. Намечается работа с детьми с признаками дезадаптации.
Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:
анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для детского сада);
выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
Вывод: вся работа проводилась в три этапа:
1. Первичная диагностика проходила по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений)
- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации)
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначились семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей группы определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Документация в период адаптации детей :
-лист наблюдения в период адаптации;
-индивидуальная карта развития воспитанника