Елена Романенко
Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Один из самых эффективных способов – несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познавательное развитие дошкольника – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов: восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Экспериментирование - это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.
Детское экспериментирование - имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирования с детьми двух-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы
формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
формирование способности самостоятельного исследования предметов;
обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).
развитие мелкой моторики и координации движений;
развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
развитие внимания и памяти;
развитие речевых способностей.
Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Воспитание усидчивости и аккуратности;
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
Экспериментирование – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
–организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и этим самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности.
Для младшей возрастной группы игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме
подгруппы сделают элементарный вывод: вода не имеет формы. Воспитанники второй способны дополнить представления о свойствах этой жидкости: вода не имеет формы, но принимает форму сосуда, в котором находится. Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения ребёнка.
В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо») Дошкольники удовольствием отправляются в сказочные путешествия, чтобы помочь любимым героям
Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети младшего возраста способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют, буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом
Опыты и эксперименты.
Собственно, экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах, воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой
Личностный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности осуществляется через выполнение воспитанниками заданий разных уровней, распределение действий по подгруппам. Например, на занятии «Имеет ли форму вода?» первой подгруппе даётся задание вылить воду из стаканчика на поднос и провести наблюдение, какую форму примет жидкость. Вторая подгруппа переливает воду из стаканчика в колбу, из колбы — в фигурную вазочку, из вазочки — в бокал, из бокала — на поднос.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности :
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод : который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.
Словесные методы :
• рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
• рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
• беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Эксперименты бывают:
• индивидуальные или групповые;
• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
• констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление);
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся
демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Формы работы.
Содержание этой работы реализуется в следующих трё х блоках педагогического процесса:
• Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
• Свободная самостоятельная деятельность детей.
Фиксация результатов экспериментальной деятельности дошкольников
Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми младшего возраста, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии.
Этот способ применяется совместно с педагогом воспитанники формируют умение проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее.
заключается в фиксировании результатов на бумаге с помощью воспитателя наклеивание готовых форм и зарисовывание условными символами. С этой целью мы ведём журнал опытов, экспериментов
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
Не сдерживайте инициативы детей.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
Избегайте прямых инструкций ребенку.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помогайте учиться управлять процессом мышления: - прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями - развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.