татьяна никандрова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №150»
Мастер-класс для педагогов
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Автор: Никандрова Т. С.
г. Хабаровск, 2019
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Слайд №2 Социально - коммуникативное развитие дошкольников – развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
Слайд № 3 Экспериментальная деятельность позволяет расширить социальный кругозор дошкольников; расширение представлений об эмоциях, явлениях происходящих в жизни людей; развитие и совершенствование коммуникативных навыков; развитие социального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми; развитие любознательности; развитие речевого творчества, обогащение активного словаря. Опытно- экспериментальная деятельность тесно связана с проектной деятельностью.
Слайд № 4
Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение
делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Формировать социально – коммуникативные качества детей.
Ход мастер класса
Слайд №5. Свой мастер-класс хочу начать со слов великого ученого Льва Семеновича Выготского
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Выготский Л. В.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Нюши в мир чудес».
Слайд 6, 7
Воспитатель: В одной сказочной стране жила Нюша со своими друзьями- смешариками. В одно прекрасное утро она пошла гулять в лес. Нюша была очень любопытная, рассматривая все на своем пути, не заметила, как очутилась на незнакомой полянке. В середине полянки она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Нюша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 8, 9
Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Нюша увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 2
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна расширяются и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Слайд 10, 11, 12
Нюша от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Она решила идти дальше. Тут на небе появилась радуга
Опыт № 3 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд 13
Воспитатель: Шла, шла Нюша и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт № 4
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Солнце уже пряталось за горизонт, и Нюша решила вернуться домой, но на ее пути оказался овраг - через который ей надо было перейти.
Слайд 14, 15
Опыт № 5 «Стакан на гармошке»
Поставьте рядом два стакана, накройте их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуйте поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложите листок «гармошкой» и снова накройте им стаканы. Теперь поставьте третий стакан сверху. Он держится!
Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Восторженная Нюша поспешила домой к друзьям, чтобы рассказать о увиденном ею.
Но у неё осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему ветки распрямляются?
3. Как получается радуга?
4. Почему вода не выливается?
5. Почему стакан не падает?
Обсуждение экспериментов с воспитателями.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Таким образом мы видим, что экспериментальная деятельность, как и социально - коммуникативное развитие детей тесно связаны между собой и решают общие задачи:
-гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, посредством установления контактов и организации коммуникации, обуславливающих готовность человека получать необходимую информацию в процессе общения, представлять свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям и интересам окружающих, продуктивно взаимодействовать с социумом при решении различных задач.
Развитие следующих умений :
-умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;
-умение получать необходимую информацию в общении;
-умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
-умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
-умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
-умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);
-умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь;
-умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо за внимание.
Методическая литература:
Вычегжанина О. В., Никитина Е. Л. Формирование социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 95–99. – URL : https://e-koncept.ru/2017/770821.htm.