Виктория Зубковская
Опыт совместной экспериментальной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое опытно-экспериментальная деятельность? Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Публикация «Опыт совместной экспериментальной деятельности с детьми» размещена в разделах
Эксперименты мы подбираем самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
В течении года мы реализовали целый проект «Внимание! Э-э-эксперементы!»
Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет».
• Эксперимент «Волшебница Водица»
Цель: Создать социальную ситуацию для понимания связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)
Содержание опыта : Налить одинаковое количество воды в две чашки. Одну оставить при комнатной температуре, другую выставить за окно (измерив температуру воздуха в комнате и на улице). Определить причины замерзания воды.
• Эксперимент «Невидимка воздух»
Цель: Создание социальной ситуации для знакомства детей со свойствами воздуха.
Содержание опыта : Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
• Эксперименты с магнитом
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Содержание опыта : Что притягивает магнит
Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых малышу. Например: носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д. И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать. Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.
Содержание опыта : Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры.
Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу. Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло. Взять бабочку с магнитиком посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой
• Эксперименты «Свет и цвет»
Цель: Создание социальной ситуации для расширения знаний детей об окружающем мире.
Содержание опыта :
«Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают
яркость света.
-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.
Содержание опыта :
«Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают
яркость света.
-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.
Подведем итоги.
Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.