Приложение МААМ

Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Леонгард
Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Сложно оставаться узким специалистом.

На протяжении нескольких лет я работаю учителем-логопедом в отделении дневного пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово. Отделение оказывает социальные услуги детям с особыми потребностями. Работа в социальном учреждении предполагает оказание широкого спектра услуг. Здесь сложно остаться «узким специалистом», потому что перед тобой стоят задачи, часто выходящие за рамки должностных обязанностей. Это требует от специалиста иного формата подготовки, другой квалификации. В этом эссе я хочу поделиться с читателями опытом расширения своих «профессиональных горизонтов».

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Получателями моих услуг являются дети в возрасте от 3 до 8 лет. Большинство ребят имеют не только речевые проблемы. Точнее сказать, речевые проблемы являются вторичными на фоне имеющихся проблем в развитии. От задержки психоречевого развития до грубых патологий в развитии как физического, так и умственного развития. По долгу службы и специфике деятельности отделения мне приходится работать не только непосредственно с детьми, но и с их близким окружением: родителями, бабушками, опекунами. Несмотря на то, что большинство рабочего времени я посвящаю работе по коррекции речевого развития детей, мне приходится сталкиваться с вопросами, требующими знаний психологии.

Обучаясь на дефектологическом факультете, я получила базовые знания по психологии (возрастной, коррекционной, педагогической и др.). Но в процессе профессиональной деятельности выяснилось, что моих знаний не всегда хватает для решения возникающих в процессе работы вопросов. За время своей педагогической практики многое пришлось пройти: от первых робких шагов, когда понимаешь, что не хватает знаний для решения отдельных задач, до сложившегося индивидуального стиля в работе и устойчивых взглядов, принципов и подходов. Но меня никогда не покидало чувство сомнения. А все ли я делаю правильно? Всё ли я сделала из возможного? Получил ли человек пользу от общения со мной? В каком эмоциональном состоянии остался человек, после общения со мной как со специалистом. Почувствовав нехватку знаний в области психологии, я поступила в Уральский Институт повышения квалификации и переподготовки, выбрав программу профессиональной переподготовки для углубленного изучения психологии.

Мой основной вид деятельности это оказание помощи в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми мне ежедневно приходится общаться с родителями ребят. Честно скажу, это одно из сложнейших направлений в работе. Особенные дети требуют особого подхода, так же как и их родители требуют особого, бережного общения. Имея ребенка с особыми потребностями, не всем родителям удается справиться с подобным испытанием. Одни не могут принять ситуацию, сложившуюся в их семье, другие отрицают наличие проблем, третьи настроены достаточно агрессивно и скептически к тому, что специалисты отделения способны оказать эффективную помощь. И для успешной работы с ребенком очень важным становится установление контакта, доверительного отношения с родителями. Успех в большей мере зависит от того удастся ли специалисту выстроить с родителями доверительные отношения, отношения сотрудничества. Именно здесь мне и становятся очень нужны знания психологии. Для меня психолог – это человек, который по роду свой профессии, прежде всего, помогает. Помогает развиваться и становиться лучше, помогает задуматься над житейскими ситуациями и понять причины возникших трудностей, помогает справляться со сложными вопросами, искать приемлемый выход и принимать правильные решения, помогает избежать вторичных осложнений, а если проблема уже обнаружена, помогает преодолевать и профилактировать возможные негативные процессы и проявления. Особенно когда на кону стоят интересы и благополучие ребенка. И главной задачей становится помочь родителям принять ситуацию, принять своего ребенка таким, какой он есть. Полюбить его с его особенностями и совместно со специалистом включиться в работу по преодолению трудностей. Осознать масштаб проблемы, понять, к чему реально можно стремиться, отдать себе отчет в способностях своего малыша и позволить ему развиваться в своем индивидуальном темпе. Очень важно помочь родителям преодолеть социальные барьеры, обусловленные несовершенством современного общества. К сожалению, в нашем государстве пока еще сохраняется достаточно низкий уровень толерантности к людям с особыми потребностями, что является для взрослых, имеющих таких деток, большим испытанием. И вся моя деятельность, направленная на оказание помощи взрослым и детям, основывается на базовых принципах Этического кодекса психолога, которые объединяет призыв: «Не навреди!». Его соблюдение становится приоритетным для меня при любых обстоятельствах. С этого момента моя работа идет в параллели : с детьми я занимаюсь в качестве логопеда, одновременно выступаю в роли психолога для их родителей, лиц их заменяющих. Работа и логопеда и психолога связана непосредственно с людьми. И каждый человек: будь то маленький ребёнок или имеющий проблемы взрослый - заслуживает бережного к себе отношения. Когда ты пришёл в эту профессию, ты, берёшь на себя ряд обязательств. Основные из них, такие как: честность, ответственность, уважение к своим клиентам, соблюдение конфиденциальности, прямота и открытость, избегание конфликта интересов - относятся не только к этическим принципам психологов, но и являются, на мой взгляд, нормальным проявлением любого воспитанного человека. С момента первой встречи с клиентом у психолога практически нет шансов на грубую ошибку в работе. И здесь уже специалисту может помочь только высокий уровень компетентности, опыт работы, личные качества и простая человеческая интуиция.

Наравне с психологом любой другой специалист должен быть очень аккуратным и корректным в общении с людьми, внимательным и терпеливым, осторожным и точным в словах, тонко чувствующим границы допустимого, ориентированным на оказание помощи. При общении с психологом человек должен чувствовать себя комфортно и безопасно, он должен быть уверен в соблюдении психологом конфиденциальности. Множество факторов должно совпасть для того, чтобы полноценное общение состоялось. Но ключевым моментом здесь выступает доверие – оно либо возникает, и тогда можно рассчитывать на положительный результат от взаимодействия, либо нет –отношения попросту не состоятся, а проблема останется неразрешённой. В этом случае человек пойдет решать свои вопросы в другое место. А быть может после одной-единственной неудачной встречи с психологом человек и вовсе разочаруется в людях нашей профессии и никогда уже больше не сможет открыться перед посторонними. Всё это накладывает на специалистов большую долю личной ответственности и требует от них чуткости, мудрости, такта.

В моём случае индикатором соответствия этическим принципам меня как специалиста (учителя-логопеда, психолога) перед моими «клиентами» : детьми, их родителями служит, прежде всего, высокий показатель обращений за помощью, их доверие и открытость при встречах, чувство удовлетворения от взаимодействия.

Получив психологическое образование, я стала увереннее чувствовать себя в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. Так, даже не помышляя о смене профессии, я повысила свою квалификацию и могу более эффективно выполнять свою работу.

Я искренне надеюсь, что могу быть полезной людям!

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 14 марта 2021 в 03:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонгард в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД