Татьяна Трушина
Опыт работы «Технологии мнемотехники при развитии в рамках приобщения к экологической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники для развития речи в контексте экологической культуры
В современном мире проблема развития речи становится всё более актуальной. Компьютер и интернет вытесняют живое общение, что негативно сказывается на речевых навыках детей. Родители часто не замечают или игнорируют речевые трудности своих детей, что приводит к увеличению числа дошкольников с недостатками речевого развития.
Среди основных проблем речи у детей дошкольного возраста можно выделить:
использование простых предложений; неспособность грамматически правильно строить предложения;
бедность речи; ограниченный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений; трудности в ведении диалога;
неумение составлять монологи, пересказывать тексты своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений;
неспособность регулировать громкость и темп речи; плохая дикция.
Важно научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это поможет им лучше понимать и выражать свои чувства и мысли.
Существуют различные методы, которые могут помочь в развитии связной речи. Один из них — использование наглядных материалов. Рассматривание предметов и картин помогает детям называть их, описывать их признаки и действия.
Другой метод — создание плана высказывания. Психолог Л. С. Выготский подчёркивал важность последовательного размещения всех элементов высказывания в предварительной схеме.
Однако наиболее эффективным методом является использование мнемотехники. Мнемотехника — это система приёмов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти. Она основана на создании дополнительных ассоциаций и организации учебного процесса в виде игры.
Цель мнемотехники — развитие памяти, мышления, воображения, внимания и других психических процессов, которые тесно связаны с речью.
Мнемотехника использует образы как основу для запоминания. Когда человек соединяет несколько зрительных образов в своём воображении, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При последующем припоминании по одному из образов мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Язык мозга — это образы, особенно зрительные. Если обращаться к мозгу на его языке, он может выполнять любые команды, например, запоминать информацию. Мнемотехника помогает наладить контакт с мозгом и взять под контроль его функции, в том числе функцию запоминания.
В педагогике мнемотехнику называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажами, схемами составления рассказов и т. д.
Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определённая информация. Она помогает детям анализировать, систематизировать, развивать логику, образное мышление и связную речь.
Существуют различные виды мнемотаблиц: развивающие и обучающие. В них можно изображать персонажей сказок, явления природы, действия и т. д. Главное, чтобы изображения были понятны детям.
Мнемотаблицы значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы в них максимально приближены к речевому материалу, что помогает детям лучше усваивать информацию.
Таким образом, использование мнемотехники является эффективным методом для развития речи у детей дошкольного возраста. Она помогает им лучше понимать окружающий мир, выражать свои мысли и чувства, а также развивать память и мышление.