Валентина Кривощекова
Опыт работы «Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников
Кривощекова Валентина Ивановна, воспитатель
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,
времени, труда. Но, ведь мы и счастливы тогда,
когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт : убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Планируя работу с семьей, я поставила следующие задачи: вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
В тексте ФГОС ДО подчеркивается, что дошкольная образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Следовательно, современный детский сад должен выступать инстанцией не только развития ребенка, включённого в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья также оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.
Современная система образования построена таким образом, что взаимодействие детского сада и семьи ограничивается сложившимся стереотипным опытом и включает в себя :
-ежедневное общение во время приема детей,
-родительские собрания,
-участие родителей в праздничных вечерах,
-участие родителей в благоустройстве группы.
Между тем, я хочу поделиться с вами некоторыми более эффективными методами и приемами.
1. Наше дошкольное учреждение в течение последних 3 лет реализует программу по математике «Игралочка» под редакцией Л. Г. Петерсон, и взаимодействие детского сада с семьей строится на основе единых для всей программы принципов, рассматриваемых с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
В комплект «Игралочка» входит альбом-тетрадь, который на занятиях в группах младшего дошкольного возраста не используется – он предназначен для совместной работы детей с родителями после занятий. Комплект «Игралочка» для детей старшего дошкольного возраста, напротив, содержит задания, которые дети выполняют на занятиях, а какую-то часть рекомендуется выполнять дома вместе с родителями. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно заниматься со своими детьми. Альбомы-тетради лишь предоставляют им шанс внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Это шанс не только подготовить своего ребенка к школе, но и вместе научиться преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником.
2. Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. В нашем детском саду стало традицией каждый год проводить Дни самоуправления, где родители выступают в роли воспитателя. Проводят самостоятельно игры, утреннюю гимнастику, занятия, прогулку и т. д. Совместно с родителями подводим итоги мероприятия, где высказываемся о положительных моментах, ищем выходы из создавшихся ситуаций.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал
Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. И мы всегда делаем это при любом удобном случае.
3. Досуговое направление по привлечению родителей к различным мероприятиям оказалось очень интересным, увлекательным, полезным, ну и, конечно же, самым трудоемким для воспитателя в плане организации и проведения. Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателю, требует от него высокой психологической подготовки в вопросах детско-родительских отношений, и педагогической компетентности в вопросах взаимодействия педагога с родителями.
В этом году я работаю с детьми старшей группы. За время работы с этим составом детей определенные традиции сложились и во взаимодействии с родителями. Родители сами стали проявлять инициативу и творчество, поздравляя детей и сотрудников с разными праздниками (оформляют стенгазеты, фотовыставки и т. д.).
4. В течение месячника Безопасности дорожного движения мы провели акцию «Водитель – ты тоже родитель! Будь внимателен на дороге!». К ее проведению мы подключили родителей - работников ГИБДД, которые подыскали безопасную площадку для детей, останавливали проезжающие мимо автомашины. Родители вместе с ребенком подходили к водителям, ребенок вручал брошюры «Уроки для взрослых «Родители – водители на дороге будьте бдительны!», а взрослый еще раз напоминал о бдительности на дороге, желал счастливой дороги.
На сегодняшний день я с твердой уверенностью могу сказать, что после использования разнообразных форм работы были достигнуты определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» стали активными участниками, проявляющими искренний и живой интерес к образовательному процессу. Если раньше степень включё нности родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 25% родителей.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.