Светлана Ильина
Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня-это инновационный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Публикация «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, (продолжение)» размещена в разделах
Основное предназначение метода проектов-предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующие интеграции знаний из различных предметных областей. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы. В течении, которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. А не просто участвуют под руководством воспитателя.
Именно поэтому изучив методическую литературу. Познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, его структурой и с опытом работой педагогов, я решила внедрить инновационную технологию проектирования в свою педагогическую деятельность.
В старшей группе мы с детьми работали по проекту «Хлеб всему голова».
В начале проекта для того, чтобы выявить уровень знаний детей о хлебе, их предпочтения, интересы я использовала метод 3 вопросов.
Были получены следующие результаты.
«Что мы знаем?»
Хлеб бывает белый и черный (Ксюша Ж.)
Хлеб можно купить в магазине (Андрей Р.)
Хлеб полезно кушать (Дима В.)
Хлеб можно приготовить дома, в специальной печке. (Лиза В.)
Есть белый и коричневый (Илья М.)
«Что мы хотим узнать?»
Как выращивают хлеб (Даня Г.)
Кто выращивает хлеб (Глеб И.)
Где хранят хлеб (зерно) (Настя К.)
Какой бывает хлеб (Василиса Е.)
Узнать, как делается хлеб (Саша П,
Какие машины собирают хлеб (Дима В.)
Как растили хлеб раньше (Полина Ц.)
Как готовится тесто, и что из него пекут (Глеб И.)
«Где мы можем найти информацию?»
Узнать от воспитателей (Настя К.)
Спросить у родителей (Полина Ц.)
Посмотреть в компьютере (Даша К.)
Посмотреть в книге (Василиса Е.)
Посмотреть телевизор (Кирилл А.)
Сходить на экскурсию (Ксюша К.)
Спросить у папы (Илья М.).
Я считаю, что тема проекта актуальна так как у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего в поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. Они не осознают того, что для выращивания хлеба, необходимо приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в работе с детьми.
Гипотезу нашего проекта мы определили так.
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Работая над проектом, я активно сотрудничала с родителями, руководителем по изобразительной деятельности, и с музыкальный руководителем.
Цель проекта я определила так : формирование у детей знаний о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.
Для реализации проекта я использовала такие формы работы как НОД познавательного цикла, исследовательская деятельность,
продуктивная деятельность, чтение художественной литературы,
экскурсия на пищеблок, беседы, игровая деятельность, сотворчество детей и родителей, итоговое мероприятие.
Реализация проекта традиционно осуществлялась в 3 этапа
I этап – подготовительный.
II этап – основной этап (практический)
III этап – заключительный.
Вся работа осуществлялась в 5 направлениях. Каждое направление предполагало организацию
1. Совместной деятельности.
2. Самостоятельной деятельности.
3. Работу с родителями.
Сначала я подбирала художественную литературу по теме проекта.
В этом нам активно помогали родители, также за помощью мы обращались в библиотеку. Чтение и обсуждения рассказов помогли обогатить знания детей о ценности хлеба. Заучивали пословицы и поговорки о хлебе. Совместно с детьми и родителями нами была составлена картотека, что способствовало закреплению знаний.
Я проводила с детьми беседы, в ходе которых проводилась большая словарная работа. Дети знакомились с такими понятиями как вспахать, посеять, с новыми профессиями: хлебороб, агроном, пекарь. С названиями машин комбайн, и т. д.
После прочтения книг дети самостоятельно рассматривали иллюстрации в книгах.
В ходе проведения дидактических играх «Что сначала, что потом». «От прошлого к настоящему», дети пришли к выводу, что раньше делалось все вручную, а теперь людям пришли на помощь машины.
В работу с детьми включилась руководитель по изобразительной деятельности. Мы тоже с детьми замесили соленое тесто, изготовили из него атрибуты хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Булочная», «Семья».
Дети занимались самостоятельной деятельностью. Раскрашивали раскраски и изготавливали из них книжки, также мы занимались изготовлением колосков для итогового мероприятия.
Дети с музыкальным руководителем прослушивали музыкальные произведения по теме о Родине, о хлебе, о сборе урожая, разучивали песни, хоровод.
Так же с детьми проводилась опытно-экспериментальная деятельность, дети проращивали зерна овса, с нетерпением ждали всходов и следили за появлением ростков. Свои наблюдения зарисовывали в дневнике.
Для уточнений знаний детей о приготовлении выпечки в детском саду была проведена экскурсия на пищеблок. Результатом экскурсии стали румяные булочки, сделанные своими руками.
Для поддержания интереса к работе по данной теме с помощью родителей для детей было организованно чаепитие, на котором они попробовали разнообразные хлебобулочные изделия. Тут же была проведена игра «Узнай на вкус».
Дети участвовали в драматизации сказки «Колосок». Музыкальное оформление подбирал музыкальный руководитель. В результате этой работы у детей обогатился словарный запас, закреплялись навыки диалогической речи.
Одной из наших мам был связан настольный театр по сказке «Колосок». Дети с удовольствием разыгрывали эту сказку.
После рассматривания репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» и картины Железногорского художника детям было предложено нарисовать самые яркие свои впечатления от увиденного.
С целью закрепления знаний детей мы просматривали презентации «От зернышка до каравая». «Хлеб разных народов», и детскую передачу «По секрету всему свету», в которой волк Зубок рассказывал детям, что булки не растут на деревьях.
Активное участие в проекте принимали родители, совместно с детьми создавая поделки и книжки — малышки.
За активное участие в проекте родителям были вручены благодарственные письма от имени администрации детского сада.
Завершением работы детей над проектом стало интересное развлечение, подготовленное совместно с музыкальным руководителем Павловой Еленой Геннадьевной «Хлеб- всему голова». Прошло оно в рамках фестиваля детского сада «Мы маленькие граждане России».
Дети пели песни, читали стихи, танцевали, водили хороводы, разыгрывали сценку «Каравай», отгадывали загадки, говорили о профессиях людей, о машинах, связанных с выращиванием хлеба, демонстрировали полученные знания.
Думаю, много узнали и приглашенные нами гости - дети другой старшей группы.
Использование проекта в тесном взаимодействии с родителями и специалистами детского сада дает хорошие результаты, повышает познавательную и творческую активность детей, сплачивает их, укрепляет детско-родительские отношения.
В подготовительной группе работа над проектной деятельностью продолжалась мы с детьми выбрали проект на тему «Театр и дети».
Актуальность избранной темы на современном этапе определяется ФГОС ДО, то есть педагогики из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, развития творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра. Определить верный путь по использованию театральной деятельности для всестороннего развития детей, мне помогли идеи В. А. Сухомлинского, Е. А Медведевой, Л. Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности способствующей всестороннему развитию ребенка.
Цель этого проекта определена творческих способностей детей в процессе создания разных театров, спектаклей обогащение детско-родительских отношений опытом ведения совместного творчества.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности :
-театрализованные занятия;
-театрализованные игры-спектакли;
-мини игры на других занятиях;
-театрализованные игры на праздниках и развлечениях;
-театрализованные игры в повседневной жизни;
-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
-посещение детьми спектаклей;
-самостоятельная театрализовано-художественная деятельность.
В начале работы дети узнали «Что такое театр». Знакомство с театральными терминами (актер, суфлер и т. д., рассматривали разные виды театра: оперный, балетный, драматический, кукольный. Познакомились с новыми типами кукольного театра (марионеток, ложек). Дети с радостью изображали повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленький цыпленок, веселые или грустные зайцы. Так же использовала упражнения «Угадай жест», «Угадай, что я делаю?». Игра с воображаемыми предметами «Зеркало». При работе по театрализованной деятельности я использовала различные виды театров:
-Би-ба-бо;
-настольный;
-плоскостной;
-пальчиковый;
-теневой;
-масочный;
-кукольный.
Дети с удовольствием изготавливали театральные афиши, билеты.
И позже показывали театрализованные спектакли для детей своей группы «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка». По желанию ребята сами выбирали себе роли, исходя из своих интересов и предпочтений.
Большое внимание я всегда уделяю речи детей, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению словаря. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно придумывать и обыгрывать какую-либо историю используя при этом различные атрибуты шапочки героев, куклы Би-Ба-Бо, фигурки для пальчикового театра. Все занятия по театрализованной деятельности проводились с посредством интеграции: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин. Все это доставляла детям огромное удовольствие, а если детям нравится, то чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Дети охотно создавали пальчиковый, конусный, театр из тарелок, театр теней.
В заключении нашего проекта была викторина «Мы любим театр». И изготовление родителями совместно с детьми кукольных театров.
Несомненно, эффективность проводимой мной работы без поддержки со стороны родителей был бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий:
-индивидуальные беседы;
-досуг;
-консультации «Домашний театр», «Театрализованные игры», «Знакомим детей с театром»;
-анкетирование с целью выявления знаний о пользе театрализованной деятельности.
Результативность работы над проектом проделанная работа не могла не отразится на успехах детей.
Именно театрализованная деятельность дополняет и расширяет кругозор детей, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, раскрывает творческие способности детей, а также развивает эстетическое восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, память, познавательные интересы.
Данный проект позволил застенчивым детям раскрепоститься, детский коллектив стал более сплоченным.
Работая над данной темой, я сделала вывод о том, что использование методов проектов помогает связать процесс обучения и воспитания с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе, способствует активному повышению самооценки ребенка.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой и буду работать по направлению «Экологическое воспитание детей через театрализованную деятельность».
Литература:
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
Проект «Хлеб всему голова».
1. Л. В. Михайлова-Свиская Метод проектов в образовательной работе детского сада. Москва «Просвещение» 2015 год.
2. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера,2016. –80с.
3. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие–М. :–Мозаика–Синтез,2013.–70с.
4. Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г,
Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова
5. Стихи, пословицы, загадки о хлебе.
Проект «театр и дети».
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.
2. Березкин В. И. Искусство оформления театра-М. 1986.
3. Игры, конкурсы, развлечения. –Волгоград, 2001.
4. Волшебный праздник [сост. М. Дергачева] М. : РОСМЭН, 2000.
5. Гончарова О. В. Театральная палитра: «Программа художественно-эстетического направления». -М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Гуськова А,А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2011.
7. Калинина. Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. -М. : лепта-книга, 2007.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : ТЦ Сфера, 2001.
9. Рышалов Э. Бумажный кукольный театр. -М: 1995.
10. Лебедев Ю. А и др. Сказка как источник творчества детей [Пособие для педагогов дошкольных учреждений].-М. : ВЛАДОС, 2001.
11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. -М. : Школьная пресса 2000.
Обеспечение проектной деятельности :
1. В. И. Искусство оформления спектакля. — М1986.
2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3. Волшебный праздник/ С, 2000.
4 и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетическог2010.
5.
9. Лебедев Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагог 2001.
10. Петр Театрализованные игры в детском саду. - Школьная пресса, 2000.