Мария Трофимова
Конспект ООД «Олень, как центральный образ в творчестве династии Куриловых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по теме
«Олень, как центральный образ в творчестве династии Куриловых»
Группа: подготовительная к школе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.
Цель: формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии;
Публикация «Конспект ООД „Олень, как центральный образ в творчестве династии Куриловых“» размещена в разделах
развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;
образовательные : дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с династией Куриловых, произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.
Планируемые результаты: высказывает свою точку зрения; умеет поддерживать беседу; делится с педагогом и с детьми своими впечатлениями; в обыгрывании игровой ситуации; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, радость, удовлетворение); интересуется этнокультурой других народов; имеет понятие о многонациональности мира.
Материалы к развлечению: юкагирские напевы, презентация, игровая ситуация «Юко и Мархиль (юкагирские дети) пришли в гости», бубен, заготовки к коллажу, клей, книга «Рассказы Юко», стихотворение «Эдьэ – Годьэк», слова и музыка к песне «Скачем на оленях», дети, одетые в юкагирскую национальную одежду.
Ход:
I. Ориентировочный этап (музыкальная заставка). Слайд 2.
Посмотрите, люди земли,
Юкагиры костер развели,
Пусть он жалок еще и мал,
Но как жарок уже и ал!
Приходите, братья, к нашему костру -
Наших песен вкусить простоту.
Принесите, подкиньте дровец,
В наш костер, в наш пожар сердец.
Чтобы он веселее жил,
Чтобы звезды крылом задел.
Чтоб увидал огромный мир,
Огонек, что зажег юкагир!
Воспитатель:
- О каком народе говорится в этом стихотворении? (юкагирах).
- Юкагиры – это малочисленный народ, который живет рядом с нами.
II. Основной этап. Слайд 3.
- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо (сын тундры, а настоящее его имя Гавриил Курилов.
Слайд 4.
Улуро Адо говорил: “У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!”.
Слайд 5.
Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня мы познакомим вас с династией Куриловых. Братья Семен, Гавриил и Николай Куриловы родились в семье оленевода.
Слайд 6.
Жили в тундре, пасли оленей.
Слайд 7.
Улуро Адо написал много книг, и даже особую книгу для чтения на юкагирском языке – для юкагирских детей. Чем бы ни занимались братья, они всегда старались запечатлеть народные традиции, легенды, обычаи.
Слайд 8.
И центральным образом, самой главной темой их творчества является – родные просторы, тундра, олень и оленята, которых они называют милята. Оленя они воспевали, изображали и сказывали.
III. Сюрпризный момент.
Звучит бубен, заходят гости - юкагирские дети Юко и Мархиль.
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня в гости пришли юкагирские дети – Юко и Мархиль. ( Юкагирские дети приветствуют ребят: «Аму чемут!»).
- Они пришли к нам со своими гостинцами – стихами и песнями.
Мархиль читает стихотворение Улуро Адо «Эдьэ-Годьэк».
- Это стихотворение написал Улуро Адо.
-О чем это стихотворение? (Об олененке.)
- Где живет олененок? (В тундре.)
IV. Динамическая пауза.
- Ребята, вы представили себя в тундре?
- В тундре тепло или холодно? (Холодно.)
- Тогда давайте встанем и погреемся. (Дети встают в круг.)
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладоши,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопают).
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг-прыг, прыг-прыг (прыгают).
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко,
Топ-топ, топ-топ (шагают).
V. Чтение из книги «Рассказы Юко» рассказа «Иранал мой любимый». Слайд 9 – 18.
- У Улуро Адо есть замечательная книга под названием «Рассказы Юко». Главным героем этой книги является шестилетний мальчик по имени Юко. В рассказах говорится о том, как Юко испугался при первой встрече с обычной лошадью, описаны его истории о собаках, о его любви к оленям.
• Чтение рассказа.
- Кто главный герой рассказа? (Мальчик Юко.)
- Кто такие милята? (Олени.)
- Кто такой Иранал? (Его любимый олененок.)
- Почему Иранал начал убегать от Юко? (Он вырос.)
- Почему мальчик Юко сердился на Иранала? (Потому что олень не помнил, как Юко о нем заботился.)
- Ребята, как вы думаете, можно ли обижаться на олененка?
Вывод: вот о таком смешном и добром мальчике идет речь в рассказе «Рассказы Юко».
VI. Знакомство с картинами Николая Курилова. Слайд 19, 20, 21.
- А сейчас мы немножко познакомимся с творчеством другого брата - Николая Курилова. Он является художником. Он считал, что белый лист бумаги – это как наша тундра, а черные пятна на нем – это как люди, тордох (ураса, олени.
- Как мы уже говорили, центральной темой братьев является тундра и олени.
• Рассказ по слайдам.
Вывод: Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа.
И как говорил стихами Улуро Адо: Я как будто привязан арканом (веревка, которой ловят оленей) к этой тундре, к оленям своим…
VII. Изготовление коллажа.
- Сейчас и мы попробуем сделать свой коллаж (Коллаж – это наклеивание на основу).
- Представьте, что белый лист бумаги - это снег на тундре. Вы должны оживить эту тундру людьми, оленями и жилищем – тордохом.
VII. Рефлексия.
- С творчеством каких юкагирских писателей мы сегодня познакомились? (Братьев Куриловых.)
- О каком мальчике мы прочитали рассказ? (О мальчике Юко.)
- Что является главной темой их творчества братьев Куриловых? (Тундра, олени.)
- И закончим наше занятие песней «Скачем на оленях» Н. Курилова в исполнении нашего гостья Юко.
- Спасибо нашим гостям Юко и Мархилю, до новых встреч.