Любовь Смолягова
Консультация на тему «Природа как прообраз в детском хореографическом творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество.
Публикация «Консультация на тему „Природа как прообраз в детском хореографическом творчестве“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
В дошкольный период ребёнок интенсивно растёт и развивается. Разнообразные движения и эмоциональные впечатления становятся его потребностью. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость ребёнку.
Искусство танца - это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, элементы гимнастики, ритмики, танцевальные движения исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Благодаря выполнению разнообразных движений у ребёнка укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений, ориентация в пространстве, формируется чувство ритма.
Для ребёнка естественно стремление подражать, перевоплощаться, исполнять различные роли. Это стремление и положено в основу работы над эмоционально-пластическим образом. Ребенок с удовольствием перевоплощается в выбранный персонаж прежде всего из мира природы. Проживаемые в процессе творчества чувства дают бесспорный педагогический эффект: у ребенка формируется эмоционально положительное отношение к окружающему миру, а оно побуждает к совершению хороших поступков. С развитием эмоциональной сферы дошкольник постепенно приобретает способность управлять своими эмоциями. Они становятся более осмысленными, что выражается, в частности, в сравнении своих действий с принятыми в обществе нормами поведения.
Эмоционально-пластический образ может быть создан в тренировочных упражнениях, танцевальных комбинациях, музыкально-пластических этюдах, миниатюрах и сценических танцах творческого характера. Перевоплощаются дети в любой из образов природы, создают воображаемые ситуации умело и с удовольствием.
Мышлению детей в этом возрасте свойственно стремление приписать неодушевленным предметам или животным черты человека. Поэтому «дети часто одухотворяют природу, приписывают ей способность мыслить, чувствовать, желать.».
Важными условиями детского творчества являются накопление опыта общения и наблюдения за объектами природы. Когда во время занятий, прогулок, экскурсий воспитатели заостряют внимание ребенка на том, как движется падающий осенний лист, как скачет воробей по веткам деревьев или бежит ручей, дети зачастую тут же показывают, как кружит этот осенний лист, осторожно крадется кошка. При подготовке к эмоционально-пластическому воплощению образа природы не следует пренебрегать традиционными приемами. Необходимо давать ребенку природоведческие и хореографические знания; полезно применять средства изобразительного искусства, чтобы ребенок зрительно смог представить себе образ, мог его нарисовать. Особое значение для активизации эмоций имеет прослушивание музыки; помогут и литературные произведения - взрослые читают, а дети сочиняют разные сюжеты. Педагогические усилия и разнообразная деятельность ребенка помогут ему наиболее глубоко и качественно осуществить работу по созданию эмоционально-пластического образа природы.
Для развития воображения детям предлагается, например, такое задание: рассказать, что они «увидели», слушая журчание ручья. Ответы были оригинальными и образными: «Ручеек показал золотое колечко, это было солнышко, и оно сияло лучами» (Катя, 4 года); «Ручеек меня прокатил на волне, а потом выбросил на песок» (Ася, 4 года); «Ручеек показал птичку и брызнул духами» (Настя, 4,5 года). «Откуда духи?» - интересуется воспитатель. Настя отвечает: «Ручеек тек по лесной поляне, а там росли цветы. Он у них взял запах и стал как духи».
Эти переживания не проходят бесследно: ребенок учится сочувствовать, сострадать, понимать и сопереживать.
Предлагаем познакомиться с этюдами для детей 5-6 лет.
«Кошечка». Примерами удачной фонограммы для данного этюда является «Немецкий танец» Ф. Шуберта, «Вальс» С. Майкапара, «Песенка горошин» Б. Чайковского.
Пластически выразить повадки кошки, ее настроение Содержательная линия: свернувшись клубочком, кошечка спит, переворачиваясь с боку на бок. Пробуждается, потягивается, умывается. Ищет хозяйку, но не находит - это се очень огорчает. Появляется хозяйка, кошечка радостно прыгает, мурлычет, ласкается. Ей дают есть. Сытая, радостная, она начинает иг-рать, резвиться (с клубком, хвостиком).
«Медвежонок». Используются следующие музыкальные произведения: В. Шаинский. «Песенка слона»; К). Чичков. «Физкульт-ура!»; «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня, обр. С. Бодренкова).
При помощи произвольных и танцевальных движений представить следующий сказочный сюжет: медвежонок крепко спит, вяло поворачивается с боку на бок. Забежавший в берлогу озорной ручеек заставляет проснуться малыша. Промокший, он отряхивается, окончательно просыпается. Голодный, ищет мед. Медвежонок лезет на дерево или достает бочонок с медом и лапой начинает его есть. Объелся - и снова спать.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др.