Наталья Бегулецкая
Конспект мероприятия с детьми «Северный олень»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Северный олень»
Цель:
уточнять и расширять знания детей о северном олене, его роли в жизни народов Севера; вызвать интерес к исследовательской деятельности, учить делать выводы, умозаключения; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к природе, родному краю; расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Предварительная работа:
проведение занятия «Животные севера», разучивание игры «Олени и пастух».
Публикация «Конспект мероприятия с детьми „Северный олень“» размещена в разделах
Материалы к занятию:
шапочки ученых, компьютер, книги, содержащие, информацию об оленях, игрушки - волк и оленевод, лоскуты оленьей шкуры, увеличительные стекла, пипетки с водой, картина «Дети севера».
Ход занятия:
центр группы оформлен в виде тундры- с одной стороны «потухший костер», с другой - пастбище оленей.
1.
Воспитатель: Дети. Сегодня мы будем учиться проводить настоящие исследования, так, как это делают настоящие ученые. Наденем шапочки как у ученых. Темой нашего исследования будет северный олень (показ картинки).
Ваша задача, маленькие ученые, подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать много информации и обработать ее, т. е. выбрать самое главное.
Есть много способов сбора информации, эти способы мы назовем методами исследования. Один из этих методов, без которого не может обойтись настоящий ученый - искать информацию с помощью компьютера. И мы с вами тоже им воспользуемся. Компьютер подскажет, где найти информацию об оленях (воспитатель сама или с помощью детей открывает компьютер и знакомит их с методами исследования).
Метод исследования – «компьютер»
Метод исследования – «подумать»
Метод исследования - «узнать из книги»
Метод исследования – «эксперимент»
Метод исследования – «Спросить у другого человека»
Метод исследования – «узнать из телепередач»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, с чего начинают исследование настоящие ученые? (подвести детей к мысли, что сначала надо подумать).
Опрос детей по данной теме.
2.
работа с книгой.
Воспитатель: Сегодня я принесла вам те книги, из которых вы можете узнать, где живет олень. Посмотрите их, пожалуйста, и найдите нужную вам информацию. (Дети рассматривают книги).
Воспитатель: Катя, прочитай, где живет олень. (Читает - тундра).
Я вам предлагаю отправиться в путешествие, в тундру к оленеводам. Оленеводы - это люди, которые разводят оленей. Добраться до тундры мы сможем на самолете. Но там очень холодно. Давайте снимем шапки ученых и оденемся теплее.
Физкультминутка.
Мы оденемся теплее,
Шапки, шубы и унты.
В тундру если вы собрались,
Не забудьте про шарфы.
В самолет мы дружно сели,
В белой птице полетели.
Над морями, над горами,
Над лесами и снегами.
3.
Воспитатель: Вот мы и в тундре. Вот стойбище, но оленей не видно, в костре теплые угли. Какой из этого мы можем сделать вывод?
Ответы детей (если угли теплые – оленеводы ушли недавно)
Воспитатель: Чтобы встретиться с оленеводами и увидеть оленей мы должны их найти. Давайте внимательно рассмотрим следы и определим, в какую сторону ушли олени (рассматривают следы оленей, определяют, что олень парнокопытное животное).
Воспитатель: я предлагаю не терять время, а надеть лыжи отправиться вслед за оленями.
Физкультминутка:
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
Навстречу детям выходит злой волк.
Воспитатель: Здравствуй волк, а почему ты такой сердитый?
Волк: Потому что мне холодно и я хочу есть. Мне не удалось поймать оленя. Когда снег подтает и образуется наст - твердая ледяная корка – ноги оленя проваливаются, режутся об лед и олень хромает, я легко могу его догнать. А сейчас холодно и олени быстро бегут по снегу, не проваливаясь, потому что у них широкие копыта.
Воспитатель: ребята, давайте поможем волку согреться - поиграем с ним. Повторяй, волк за нами:
Мы замерзли с вами –
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
(повторяют 2-3 раза)
Воспитатель: А еще мы угощаем тебя вкусным пирожком.
Волк благодарит детей, они отправляются дальше.
4.
Воспитатель: вот мы и добрались до нового пастбища. Давайте хорошо рассмотрим оленя.
Какой он?
Дети описывают оленя-ноги у оленя короткие, копыта широкие, хвост маленький, рога ветвистые и т. п.
Воспитатель: (показывает картинку со следующим методом-эксперимент)
А сейчас я вам предлагаю воспользоваться следующим методом исследования и провести небольшой эксперимент. Мы рассмотрим шкуру оленя через увеличительное стекло (дети рассматривают шкуру через лупу, трогают ее, описывают - шерсть длинная, густая, волнистая).
А сейчас попробуем ее намочить. Проводится эксперимент с водой. Дети капают на шкуру воду из пипетки. Шкура не промокает, вода скатывается.
Воспитатель: мы узнали, что шкура густая, теплая, не промокает. Как ее могут использовать люди, живущие в тундре?
Ответы детей. (шить из нее одежду, делать жилище, использовать как постель)
5.
Воспитатель показывает детям карточку-метод «Спросить у другого человека».
Навстречу выходит оленевод (можно использовать куклу или картинку)
Дети просят его рассказать об оленях.
Воспитатель от имени оленевода: Мы, жители тундры, целиком зависим от этого благородного животного. Олень дает нам пищу-мясо и молоко, одежду и жилище и является средством передвижения, из рогов оленя делают лекарство и сувениры.
Дети: А чем вы кормите оленей?
Оленевод: в тундре много мхов и лишайников. Любимое «блюдо» северного оленя лишайник ягель, который называют олений мох. Зимой олень добывает ягель из под снега.
Дети благодарят оленевода за рассказ, он предлагает поиграть в игру «Олени и пастух».
Все игроки – олени, на головах у них априбуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут.
Воспитатель: А сейчас маленькие исследователи, пора возвращаться в детский сад (садятся в самолет, возвращаются домой).
Итог: Наш компьютер зафиксировал все, что мы узнали об олене. Давайте вспомним самое важное и расскажем об этом нашим гостям.
Показ слайда «Роль оленя в жизни народов Севера»
Дети рассказывают, опираясь на слайд, что олень для жителей Севера это – средство передвижения, еда, лекарство, жилище, одежда, обувь, а также из оленьей шкуры делают сувениры.