Виктория Старикова
Программа «Окружающий природный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.
Публикация «Программа „Окружающий природный мир“, 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок» размещена в разделах
- Младшая группа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир, 1 класс
- Окружающий мир, 2 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Структура программы учебного предмета окружающий природный мир соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы :
Развитие элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире для успешной социальной абилитации и адаптации.
Задачи программы :
• Уточнение и обогащение знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
• Формирование элементарных представлений и взаимоотношений в мире людей;
• Узнавание и называние конкретных предметов;
• Узнавание, называние предметов, изображений на рисунках;
• Работа с простой (ситуативной) картинкой; связные высказывания по картинке;
• Работа с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;
• Чтение детям доступных по теме рассказов, сказок, беседа по содержанию прочитанного, пересказ по вопросам.
Коррекционные задачи:
• Активизация речевой и познавательной деятельности;
• Развитие чувственного познания;
• Побуждение к самостоятельному высказыванию;
• Формирование адекватного восприятия окружающего мира;
• Развитие интереса и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями; бережному отношению к своему здоровью
Общая характеристика предмета:
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Так как ребёнок затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.
Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.
Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе(2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
Количество часов на изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе(2 год обучения)
Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю
1 класс (2 год обучения) 17 0,5ч
Распределение количество часов по четвертям.
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого
4ч 3,5ч 5,5 4ч 17 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир» 1 класс(2год обучения)
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
у учащегося будут сформированы:
- умения обращаться за помощью и принимать помощь
- интерес к учебному материалу;
учащийся получит возможность для формирования:
- умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
у учащегося будут сформированы:
- умения в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- умения работать с учебными принадлежностями
учащийся получит возможность для формирования:
- умения адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
у учащегося будут сформированы:
- умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- умения наблюдать, работать с информацией;
учащийся получит возможность для формирования:
-умения работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми
и сверстниками в процессе обучения.
у учащегося будут сформированы:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учительученик, ученик–ученик, ученик–класс, учителькласс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
учащийся получит возможность для формирования:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные планируемые результаты
-иметь представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным;
-иметь представления о временах года, характерных признаках времен года.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» 1 класс (2 год обучения)
Наименование основных разделов Четверть
1ч. 2ч. 3ч. 4ч. Всего часов
1. Экскурсия по школьному двору 0,5 0,5 1 0,5 2,5ч
2. Экскурсия по детскому дому 0,5 - - - 0,5
3. Овощи 1 - - - 1
4. Фрукты 1.5 - - - 1,5
5. Комнатные растения 0,5 - - - 0,5
Времена года. Зима. Природа осенью и зимой - 0,5 - - 0,5
6. Звери и птицы зимой - 2 - - 2
Зимние праздники. Как люди встречают Новый Год. Итоговый урок на тему «Зима». 0,5 0,5
7. Дикие животные - - 3,5 - 3,5
8. Растительный мир весной - - - 1,5 1,5
9. Птицы - - 1 1 2
10. Насекомые - - - 1 1
Всего часов 4ч 3,5 5,5 4ч 17ч
Выполнение практической части программы
Чет-ть № п/п Практическая работа
1
четверть 1 Экскурсия по школьному двору.
2 Экскурсия по детскому дому.
Всего экскурсий-2
2
четверть 3 Экскурсия по школьному участку.
4 Вывешивание кормушки
Всего экскурсий-1
Практических работ-1
3
четверть 5 Экскурсия на школьный двор, Наблюдение за сезонными изменениями в природе. (Зима)
6 Экскурсия на школьный двор. Наблюдения за зимующими птицами.
Всего экскурсий-2
4
четверть 7 Экскурсия на школьный двор, Наблюдение за сезонными изменениями в природе. (Весна)
8 Экскурсия на школьный цветник. Узнавание и описание конкретных цветов
Всего экскурсий-2
Практических работ-1
Экскурсий-7
Выполнение практической части программы по четвертям.
Четверть Практическая работа Экскурсии
1 четверть - 2
2 четверть 1 1
3 четверть - 2
4 четверть - 2
Год 1 7
Тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» в 1классе (2 год обучения)
№ Основные темы программы Коррекционная работа Характеристика деятельности учащегося
1 Экскурсия по школьному двору и детскому дому
-Развитие пространственного восприятия;
-Развитие пространственной ориентировки;
-Развитие зрительного восприятия;
-Развитие аналитической функции мышления;
-Развитие активного и пассивного словаря. -направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-удержание взгляда на говорящем;
-выполнение пошаговых инструкций педагога;
-выполнять действия по образцу и по подражанию.
- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
- выполнять задания в течение определенного периода времени;
- выполнять задания от начала до конца;
- выполнять задания с заданными качественными параметрами.
- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
2 Овощи
-Развитие зрительного восприятия;
-Формирование мышления (анализ);
-Развитие произвольной памяти;
-Формирование словообразовательной функции речи;
-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.
3 Фрукты
-Формирования умения составлять описательный рассказ;
-Развитие операций мышления (анализ, синтез);
-Коррекция зрительного восприятия;
-Развитие внимания;
-Формирование слухового восприятия.
4 Комнатные растения
-Развитие вербальной памяти;
-Коррекция зрительного восприятия;
-Развитие устной речи.
5 Звери и птицы зимой -Коррекция восприятия;
-Развитие операций мышления;
-Формирование произвольного внимания;
-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации;
-Развитие устной речи;
-Коррекция зрительного восприятия;
-Развитие операций мышления (анализ, синтез).
6 Дикие животные. -Расширение и обогащение словарного запаса;
-Коррекция вербальной памяти;
-Коррекция зрительного восприятия;
-Развитие устной речи;
-Развитие операций мышления;
-Формирование произвольного внимания;
-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;
-Воспитание произвольного внимания.
7 Растительный мир весной
-Коррекция эмоционально-личностной сферы;
-Формирование фонематического слуха;
-Развитие слухового восприятия;
-Коррекция процесса запоминания;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Развитие мелкой и общей моторики;
-Формирование процессов анализа, синтеза;
-Развитие умения сравнивать, обобщать.
8 Птицы
-Развитие мышления, операций сравнения ;
-Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
-Развитие связной речи;
-Формирование монологической речи.
9 Насекомые
-Развитие операций мышления;
-Формирование произвольного внимания;
-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации;
-Развитие устной речи.
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);
- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов).
Используются эффективные педагогические технологии:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход;
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровье-сберегающие;
-игровые технологии.
Основные межпредметные связи строятся по линии:
Окружающий природный мир - устная речь (звукоподражание животным)
Окружающий природный мир – чтение (слушание сказок о животных)
Окружающий природный мир – окружающий социальный мир (домашние животные)
Реализация НРЭО на уроках «Окружающего природного мира»
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы Количество часов НРЭО
1. Овощи 1
2. Фрукты 1
3. Звери и птицы зимой 1
4. Дикие животные 1
5. Растительный мир весной 2
6. Насекомые 1
Итого 7
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков № 4,7,20,24,25,26,30,33
№ ур. Тема урока Источник Тема и содержание НРЭО
4 Рассматривание овощей. Составление рассказа «Урожай». «Памятники природы Челябинской области», Челябинск, ю-уральское книжное издательство, А. П. Моисеев, М. И. Николаев, стр. 140. Познакомить учащихся с овощами, которые выращивают на Южном Урале. В какое время они созревают. Как собирают урожай.
7 Рассматривание фруктов. Составление рассказа из личного опыта, по образцу. «Памятники природы Челябинской области», Челябинск, ю-уральское книжное издательство, А. П. Моисеев, М. И. Николаев, стр. 140. Рассказать учащимся о фруктах выращиваемых на Южном Урале.
20 Рассказ учителя о диких животных: заяц. Презентация
art.ioso.ru/seminar/2011/projects/858-3kuznecova Познакомить учащихся с обитателем лесов-зайцем.
24 Экскурсия на школьный цветник. Узнавание и описание конкретных цветов Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением цветов. Познакомить учащихся с цветами, которые можно выращивать на Южном Урале.
25,26 Наблюдение за птицами. Составление описательного рассказа. Презентация
https://www.google.ru/url
Познакомить учащихся с птицами обитающими на Южном Урале.
30 Экскурсия на школьный участок. Рассматривание деревьев (тополь, яблоня). Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением деревьев. Познакомить учащихся с деревьями растущими в школьном саду : тополь, яблоня.
33 Наблюдения за насекомыми. «Природа Южного Урала» Е. В. Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр. 89 Познакомить учащихся с насекомыми обитающими на Южном урале
Система оценки достижений учащихся
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
«Усвоил» (у)
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
«Не усвоил».(н/у)
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- невозможно выявить сформированность действий.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
Матвеева М. Б., Котина С. М., Куртова Т. О. Живой мир. 1 класс : учебник. -М. : Просвещение, 2016
Матвеева М. Б., Котина С. М., Куртова Т. О. Живой мир. 1 класс : учебник. -М. : Просвещение, 2016
Дидактические пособия для учителя :
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.
2. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжё лой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение : Книга для учителя. – М: «Первое
сентября», 2002.