Толкачева Ольга Николаевна
Консультация «Обучение навыкам самообслуживания в группе для детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных целей при обучении и воспитании детей с РАС является социальная адаптация, которая невозможна без элементарных навыков самообслуживания.
Самообслуживание – часть социального поведения. Оно является начальным этапом основных социальных норм.
Овладение детьми навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, ухаживать за собой и т. д.) являются важным шагом на пути к независимости.
Публикация «Консультация „Обучение навыкам самообслуживания в группе для детей с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Темочки
«Чем лучше развиты навыки самообслуживания у взрослого человека с отклонениями в развитии, тем он менее зависим от других и тем больше шансов у него на то, что он будет помещен в условия, предлагающие ему наилучшие возможности». (К. Гилберт, Т. Питерс «Аутизм: медицинские и педагогические аспекты»).
Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками самообслуживания. Избирательность в еде, расторможенность, отсутствие реакции на просьбы взрослого – типичные примеры поведения, не позволяющего эффективно обучать ребенка обслуживать себя. Однако, несмотря на такое поведение, детей начинают учить самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом.
Особым детям требуется специально организованное обучение и многократное, совместно с взрослым, проживание повседневных бытовых ситуаций. Крайне важно для них – организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнениями задач, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Опыт показывает, что детей можно научить самообслуживанию и несложным видам хозяйственно-бытового труда.
Начинать обучение нужно, как можно раньше, и проводить не эпизодически, а регулярно.
В начале учебного года в детском саду проводится диагностика по сформированности навыков самообслуживания (анкетирование родителей, наблюдение за детьми). На основе результатов диагностики, учитывая все особенности ребенка, строится работа по воспитанию и обучению.
Для того, чтобы навыки самообслуживания формировались у детей более успешно, педагоги нашей группы руководствуются следующими правилами:
1. Рационально организованное окружающее пространство.
Важно организовать пространство таким образом, чтобы ребенку было ясно, где он занимается с педагогом, где он одевается, где ест и т. д. Необходимо помнить и о сенсорной организации пространства. Дети с РАС очень зависимы от окружающего их сенсорного поля.
2. Четкий режим дня.
Необходим для того, чтобы структурировать повседневную жизнь ребенка и избежать нежелательного поведения.
3. Постоянное руководство взрослых.
На первых этапах обучения физическая помощь взрослых является полной. По мере овладения навыком ребенку предоставляется все большая самостоятельность.
4. Визуальная поддержка.
Визуальный способ предъявления информации помогает концентрировать и удерживать внимание, предоставляет информацию в форме, в которой дети могут легко и быстро ее понять, дает возможность объяснить ребенку абстрактные понятия.
В своей работе мы используем несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сначала-потом», визуальные подсказки.
5. Соблюдение принципа «от простого к сложному».
Не стоит обучать всему и сразу, лучше сосредоточится на чем-то одном, на наиболее доступном ребенку навыке.
Основные методы для обучения навыкам самообслуживания :
1. Личный пример взрослых.
2. Показ, объяснение, пояснение.
3. Поощрение детей во время процесса обучения.
4. Беседы с родителями.
5. Упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, игровые приемы.
6. Постоянный повтор выученных действий.
При обучении важен положительный настрой: необходимо радоваться успеху ребенка, игнорировать неуспех, направлять по верному пути, предупреждать ошибки.
В заключение отмечу, что обучение навыкам самообслуживания, несмотря на свою сложность и длительность, всегда дает положительные результаты, что значительно облегчает жизнь семьи, в которой воспитывается особый ребенок.